Центр социальной помощи семье и детству в минувшем декабре отметил свое 15‑летие.
Не так далеки времена, когда службы социальной поддержки не было вовсе. К первым усилиям по их созданию подвели те самые «лихие 90‑е», когда расходящиеся от брошенного с плеча камня перестройки круги на воде стали захлестывать самых беззащитных — тех, кто не успел (или не сумел) подстраховаться деньгами, связями, личными обстоятельствами. Когда снеговым комом начало расти социальное сиротство. Когда слова «нищета» и «многодетность» стали синонимами.
Сами социальные структуры кардинально разрешить такие проблемы не могут — они даже не щит, гарантированно закрывающий от сложных обстоятельств, а скорее — переносная брезентовая палатка. В аккурат, чтобы только перевести дух. Материальная помощь даже в самых сложных ситуациях не будет выплачиваться регулярно и в размерах, удовлетворяющих все потребности семьи. Скорее — это точечное воздействие, позволяющее продержаться «на плаву», мобилизовать силы и стать на ноги. Но, на деле важной оказывается не столько материальная сторона вопроса (хотя даже небольшой набор конфет в качестве новогоднего подарка ребенку порой вызывает слезы благодарности), но и сам факт человеческого участия. Когда человек понимает, что он не один на один со своей бедой. Даже если друзья становятся бывшими, а родственники опускают руки — есть адрес, куда можно обратиться. Потому, что там еще и не такое видели…
Исторически ожидаемо, что в социальной службе работают женщины — не в последнюю очередь потому, что психологически здесь выстоял бы далеко не каждый представитель сильного пола. В Любытинском Центре в штате состоят четыре женщины и несколько внешних совместителей. В то время как объем работы огромен.
Выявление причин и факторов социального неблагополучия. Социальный патронаж за «сложными» семьями — скрупулезный и ежедневный, тех, кто находится в зоне риска здесь знают в лицо. Потому что критическую ситуацию нельзя допустить до точки невозврата, с матерями или отцами, запутавшимися в житейских обстоятельствах, необходимо прожить их сложную жизнь, сохранить семью, пусть немудреную, но работу. Работники центра говорят, что самое страшное, с чем им доводилось столкнуться — пьющая женщина. Пьяная мать. Выезды в такие семьи нередко случаются каждые 2–3 дня, как планово, так и «по сигналу». Директор Центра Ольга Васильева уверена — каждое изъятие ребенка из семьи это трагедия. Поэтому сохранить семью пытаются, предоставляя испытательные сроки, передавая детей непьющим родственникам.
Профилактика преступлений среди несовершеннолетних тоже входит в сферу обязанностей работников Центра. А это рейды, встречи, беседы.
В небольшом помещении Центра размещается целый город (территориально и численно) социальных объединений по интересам и проблемам. С 2011 года работает служба «Скорая семейная помощь» и новая технология «Факультет семейных отношений». С 2013 года реализуется служба «Наша жизнь» (направленная на борьбу с алкогольной зависимостью), «Между нами» (объединяющая подростков). Работу творческих мастерских, волонтерских групп поддерживает Новгородское региональное отделение Российского Красного Креста (Норвегия).
Бюджет Центра социальной помощи семьи и детства лишь ненамного превышает 1 млн. рублей. А средства, переводимые в течении года отделением Красного Креста на питание детей из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и решение оргвопросов, оказываются с ним вполне сопоставимы — 880 тысяч рублей за 2013 год. Тут же обозначим, что норвежцы помогают далеко не всем районам. Поэтому тем, что сотрудничество вообще оказалось возможным, в Центре гордятся, своим добрым именем дорожат, отчетность по расходованию средств составляют скрупулезно.
С 2012 года по ходатайству директора Центра Ольги Васильевой норвежские волонтеры выделили средства на создание Банка экстренной помощи. Эти деньги используются в неотложных случаях — например, на покупку продуктов питания для семей, неожиданно оставшихся без средств к существованию, или памперсов для малыша, попавшего в больницу. В этом году даже довелось лечить педикулез — на норвежские деньги покупали лечебные средства, привозили в семьи, следили за правильностью использования. В сентябре полностью собрали ребенка в школу, так как находящаяся в запое мать попросту упустила из виду наступление нового учебного года. В другой семье в экстренном порядке покупали зимнюю одежду для ребенка.
Вот уже год в Центре работает педагог психолог — проводит консультации, оказывает помощь в преодолении сложных семейных ситуаций (между родителями, или родителями и детьми).
Еще одно трудоемкое направление — организация детского отдыха. Помимо собственного лагеря дневного пребывания в Центре предлагают путевки для оздоровительного отдыха (в этом году — 160). Трудность состоит в том, что немало детей оказываются психологически не готовы не только поехать отдохнуть в лагерь, но даже пройти медосмотр. Поэтому в истории учреждения зафиксированы случаи, когда сотрудники Центра буквально водили за руку на прием к врачу таких вот боязливых пациентов.
Юбилей Центра социальной помощи семье и детям официально праздновали в декабре, в обществе сотрудников, завсегдатаев Центра и его друзей. Сейчас — трудовые будни. Полным ходом идет сбор средств и вещей в рамках «Рождественского марафона». Работа неочевидная для большинства, но такая важная, до каждой своей мельчайшей черточки, для тех, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах. И поистине героическая для сотрудников Центра, разделяющих и облегчающих чужое горе.
Кира Соболева
Фото из архива
Центра социальной помощи семье и детям
Опубликовано в газете 17 января