Наш земляк Иван Бурмистров повторил подвиг Александра Матросова на родной Новгородчине.
Жители и гости города, проезжая по трассе, соединяющей Великий Новгород и Санкт-Петербург, наверняка обращают внимание на танк, возвышающийся на постаменте недалеко от деревни Подберезье. На вечную стоянку легендарная «Т-34» именно в этом месте была установлена не случайно. Надпись на металлической плите гласит:
«Здесь 14 января 1944 года началось наступление войск 59 армии Волховского фронта по освобождению Новгорода и области от немецко-фашистских захватчиков».
Помнит эта земля и кровопролитные бои 1942 года: тогда при первой попытке советских войск освободить город во вражеском кольце в районе деревни Мясной Бор оказалась 2 ударная армия. Поэтому не удивительно, что учителя и ученики Подберезской школы с таким интересом много лет собирали уникальные материалы о проходивших в этих местах сражениях, о боевом пути солдат и офицеров, участвующих в освобождении Новгородчины.
– А началось всё в 1969 году, – рассказала директор школы Татьяна Степанова. – Пионервожатая Татьяна Исаичева предложила ученикам создать школьный музей Воинской славы нашего поселения. Юные следопыты собирали информацию о воинских частях, сражавшихся в этих местах, о бойцах и командирах, встречались с ветеранами, вели обширную переписку с ними и родственниками погибших, ходили по местам боевых действий, помогали восстанавливать фамилии погибших и места их захоронения. Материалы, собранные во время таких походов, и легли в основу нашего музея. Пионерская дружина была у нас очень сплочённая, дети регулярно наводили порядок на всех воинских захоронениях, расположенных на территории поселения. Ветераны, участники сражений под Мясным Бором, очень часто приезжали сюда, чтобы поклониться погибшим однополчанам.
В итоге было собрано так много информации, что она с трудом уместилась в 12 больших альбомах. Мы переписывались с ветеранами 16-й танковой бригады, 377-й Краснознамённой стрелковой дивизии, которые участвовали в освобождении Новгорода, с воинами 155-го стрелкового полка Карельского фронта, в котором служил наш земляк Герой Советского Союза Анатолий Бредов – его именем названа одна из улиц города.
С невольным волнением открываю альбом под номером 2 – пожелтевшие от времени страницы писем и поздравительных открыток на минуты возвращают в год 25-летия Победы. На первых страницах фотографии командующего Волховским фронтом маршала Кирилла Мерецкова и командующего 59-й армии Ивана Коровникова, причём фотографии с дарственными надписями. Легендарные военачальники находили время, чтобы ответить школьникам. Они благодарили детей за поздравления с годовщиной победы, за работу по увековечиванию памяти погибших.
Особенно активная переписка у школьников сложилась с бойцами 377-й Краснознамённой стрелковой дивизии. Председатель совета ветеранов дивизии Бакир Фазылов, командир батальона Игнатий Абалиев и стрелок Василий Калинин несколько раз приезжали в Подберезье в канун дня Победы, чтобы возложить венки на братской могиле, где похоронены однополчане, делились воспоминаниями (фото).
В следующем альбоме сразу привлекает внимание письмо, написанное красивым аккуратным почерком. Пишет школьникам ветеран 377-й стрелковой дивизии Зинаида Иванова:
«Я получила ваше письмо, оно растрогало меня до слёз. Большое вам спасибо за заботу о нас, ветеранах войны. Это очень здорово, что вы изучаете историю Великой Отечественной войны, рассказываете людям о нашей Краснознамённой дивизии, освобождавшей Новгородскую землю от врага. Низкий вам поклон ребята …
По вашей просьбе я немного напишу о себе. Ушла я на фронт добровольно в 14-летнем возрасте, прошла боевой путь в составе 377-й стрелковой дивизии 1247-го полка с февраля 1942 года по май 1945. Была связисткой. В 15 лет была награждена медалью «За отвагу». Более подробно о моём военном пути вы можете узнать в журнале «Советский воин» за 1977 год №9, где напечатан очерк «Сквозь огненные смерчи» – это обо мне, и там есть моя фотография военных лет».
Следующий альбом полностью посвящён нашему земляку Ивану Бурмистрову, уроженцу села Локоток (Мстинский район Ленинградской области, ныне Новгородский район). В неполные 18 лет он добровольцем ушел на фронт. Был пулемётчиком, снайпером, командиром отделения 1247-го стрелкового полка 377-й стрелковой дивизии 59-й армии Волховского фронта. Более 30 раз писали фронтовые газеты о подвигах молодого бойца, совершенных на Новгородской земле в 1941 – 1943 годах. Школьники нашли в архивах эти очерки. Разыскали и его фронтовых товарищей, которые помогли восстановить картину сражений в районе Мясного Бора, в которых сержант Иван Бурмистров проявлял чудеса героизма и удивительной военной смекалки.
«В тяжёлых условиях приходилось волховцам бороться с врагом под Новгородом, – вспоминал командир 5-й стрелковой роты Алексей Святозаров. – Из-за болотистой местности мы даже не могли рыть окопы, траншеи, оборудовать блиндажи. Плохо было и с продовольствием. Иногда в сутки мы получали по черпаку жидкой баланды без соли и запивали её ржавой болотной водой. Но Иван Бурмистров словно не замечал всего этого – постоянно был бодрым, спокойным, подтянутым. Он был самым метким стрелком в нашем подразделении, в свободные часы обучал менее опытных бойцов стрельбе из станкового и ручного пулемётов. К осени 1943 года в его снайперскую книжку было занесено 190 убитых фашистов».
30 сентября 1943 года стрелковому батальону под командованием майора Булекова было приказано произвести разведку боем в направлении деревни Любцы. Комбат предложил сержанту Бурмистрову остаться на командном пункте, так как тот ночью вернулся с трудного задания, но Иван ответил: «Моё место в бою, вместе со всеми».
Вот как вспоминает это сражение бывший командир взвода Иван Секачёв:
«Бесшумно и незаметно мы прокрались к проволочным заграждениям противника. Сержант Бурмистров перемахнул через колючку и достиг первой траншеи. Гитлеровцы нас не ожидали, завязалась рукопашная …
Задание мы успешно выполнили, не потеряв ни одного бойца. Нашей группе, в которой был и Иван, было приказано прикрыть отход товарищей. Но растерявшиеся было гитлеровцы пришли в себя, и на нас обрушился ураганный огонь, вперёд начал выдвигаться взвод немецких автоматчиков. Пулемёт Ивана Бурмистрова на какое-то время прижал фрицев к земле, большая часть группы успела уйти за железную дорогу. Но вдруг слева ожил немецкий дзот. Среди наших бойцов появились убитые и раненые, и их число катастрофически росло. Тогда Иван схватил противотанковую гранату, и через мгновение мы увидели, как он поднялся во весь рост и бросился к амбразуре. Грохнул взрыв – немецкий пулемёт замолчал, но не стало и Ивана Бурмистрова. Его тело осталось на вражеской территории. Из-за сложной боевой обстановки его так и не смогли вынести с поля боя».
Но через 25 лет после этого сражения, в 1968 году, следопытами поискового отряда «Сокол» были найдены останки героя. Поисковики похоронили его недалеко от Мясного Бора, а в 1973 году по их инициативе здесь был установлен памятник герою-новгородцу.
Полосу подготовила Евгения АБАШЕВА
Фото из архива музея Воинской славы