Наша сегодняшняя собеседница развенчала представление о женщине в погонах, как о жёстком и холодном человеке
С Ириной Устиновой, старшим помощником прокурора Новгородского района, мы встретились накануне профессионального праздника — Дня Российской прокуратуры. Уже двадцать лет она служит Фемиде, досконально знает своё дело, у коллег пользуется уважением и авторитетом. Потому–то нам и рекомендовали обратиться именно к ней, чтобы приоткрыть «тайну следствия» по делу о том, каково это быть женщиной– прокурором, уметь работать с разными людьми, участвовать в решении чьей–то судьбы. Как быть строгой, но справедливой, твёрдо стоять на букве закона и оставаться при этом душевным и чутким человеком? Обо всём этом и многом другом мы и расспросили свою новую знакомую:
— Ирина Васильевна, выбор вашей профессии — это поступок тщательно обдуманный или результат стечения обстоятельств?
— Ещё с юности, когда подруги зачитывались романами, меня занимала литература юридическая. Читала книги по истории права, законодательством интересовалась и тем, где и как современные законы можно применить. Чем больше погружалась в тему, тем чётче понимала, что профессия трудная, ответственная, но многогранная и интересная. Когда окончила школу в Старой Руссе, поступила в Санкт-Петербургский юридический техникум, а после этого — в Московскую государственную юридическую академию. Но настоящее осознание важности профессии, понимание того, что работник прокуратуры следит за точным использованием и применением законодательства, пришло с опытом.
— В прокуратуре Новгородского района вы работаете уже двадцать лет, чем приходится заниматься в настоящее время?
— Осуществлять надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, деятельности служебных приставов, законов о воинской обязанности и военной службе. И, конечно, выполнять все задания, которые поручает прокурор района.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о защите прав несовершеннолетних.
— Это очень обширная деятельность: профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков, надзор за соблюдением законодательства об образовании, тем более, что совсем недавно оно изменилось. Это и участие в заседаниях районной комиссии по делам несовершеннолетних, и в судебных заседаниях, где рассматриваются гражданские дела — такие, как усыновление или удочерение, ограничение, лишение родительских прав или их восстановление.
— Категория дел, я бы сказала, душевная…
— Действительно, бывает тяжело принимать решения, но оправдывает то, что всё делается в интересах детей. Ведь именно по причине ненадлежащего родительского воспитания либо вообще его отсутствия подростки часто «осекаются» в жизни. А есть случаи, когда родители и вовсе представляют для своих детей угрозу. Вот, например, недавно пришлось предъявлять в суд иск о лишении родительских прав одной мамы, жительницы посёлка Пролетарий, которая не занималась воспитанием своей несовершеннолетней дочери. Содержание девочки взяла на себя бабушка. Поговорили с ней, и оказалось, что бабушка вовсе не против того, чтобы мы обратились в интересах её внучки в суд. Теперь иск удовлетворён, и она будет получать все пособия, которые полагаются в связи с исполнением опекунских обязанностей. Вообще, хочу заметить, что на семейном «фронте» в настоящее время неспокойно. Много у нас неблагополучных семей. И всё больше становится родителей, которые не исполняют свои обязанности.
— Может, это связано с ужесточением семейного законодательства, введением некоторых ювенальных норм?
— Не думаю так. А что касается введения ювенальной юстиции, то отношусь к этому положительно. Значит, настало такое время, когда другие меры для защиты прав детей уже не действенны. Вот на днях поступило обращение из Панковки. В семье подрастают двое детей, а отец и мать, мало того что пьют, так ещё и бьют своих ребятишек. Разве можно такую семью оставлять без внимания и бросать детей на растерзание собственным родителям? Мы уже направили информацию в КДН, в отдел опеки и попечительства, которые должны стоять на страже охраны прав и здоровья детей, в соответствии с законом «Об органах и учреждениях в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Или, например, сейчас появляется немало дел, связанных с использованием материнского капитала. Родители получают сертификаты, улучшают жилищные условия, а долю в праве собственности на жильё детям не выделяют, хотя полагается оформлять документы в течение полугода. Опять же проводим проверки, составляем исковые заявления в суд. Вопросы мигом решаются.
— Следить за своевременным обеспечением жильём сирот — тоже ваша обязанность?
— Конечно. У нас на учёте состояли 26 сирот, которые нуждались в предоставлении жилого помещения в 2013 году. И мы проследили, чтобы все, за исключением четверых, которые находятся в местах лишения свободы, написали соответствующие заявления. Направили в суд Новгородского района иски о предоставлении жилья, и эти иски были признаны обоснованными. Дом, правда, ещё в стадии строительства. Дети– сироты, надо сказать, у нас под особым контролем. Мы запрашиваем информацию о них в органах опеки и попечительства и начинаем работать: собирать документы, если надо — детей разыскиваем, подключая социальных педагогов, участковых, руководителей учреждений, где они учились... А когда все найдены, то и душа спокойна, ведь некоторые сами даже не заботятся о получения жилья.
— С решением каких ещё вопросов приходится сталкиваться?
— Их множество: и жилищные, и земельные, и касающиеся деятельности служебных приставов. Но больше всего обращений по коммунальным проблемам. Так, недавно к нам поступила жалоба от жителей одного из домов на территории района о неудовлетворительном состоянии общего домового имущества дома. Совместно с жилищной инспекцией мы выехали на место, жалоба подтвердилась. Виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, а нарушения устранены.
— Какое дело из недавних могли бы назвать самым интересным или оригинальным?
— Рассмотрение гражданского иска по установлению дееспособности, то есть по возвращению человека к нормальной социальной жизни после продолжительной болезни. Изучали, где он лечился, как и сколько. Решение суда, не без участия прокуратуры, было положительным. И это, безусловно, радостный момент.
— В чём, объясните популярно, заключается помощь людям со стороны надзирающего органа — прокуратуры?
— В том, что сотрудники нашей службы следят за соблюдением законодательства и пресекают нарушение законности. Иными словами, прокурор обязан не только выявить нарушение нормативно-правовых актов, но и принять меры к его устранению, восстановлению нарушенных прав и интересов, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
— Ирина Васильевна, для того, чтобы следить за исполнением законодательства, прокурор в нём должен ориентироваться, что называется, как рыба в воде. Сложно назвать увлекательным занятием постоянное штудирование законотворческих актов…
— Изменение действующего законодательства абсолютно нормальное явление. Социально-экономические процессы, происходящие в стране, а, значит, и в Новгородской области, в нашем районе, требуют соответствующих корректив в нормотворческой базе. Профессия тем и интересна, что практически ежедневно приходится сталкиваться с новыми фактами и обстоятельствами. Изучение законодательных новшеств — это стремление идти в ногу со временем и постоянно совершенствоваться в профессии.
— Какие качества необходимы прокурору?
— Кроме профессионализма, без которого немыслима прокурорская деятельность, нужны честность, порядочность, справедливость. В нашем коллективе люди именно такой категории.
— Что считаете самым трудным в работе?
— Чётко, доходчиво и грамотно разъяснить гражданину применение тех или иных норм законодательства по вопросам, помочь разобраться в сложных лабиринтах законов и нормативных актов. В общем, не озлобить человека, а доказать, что действительно свершается законность и справедливость.
— День у вас регламентированный?
— Довольно часто случается приходить раньше и уходить позже. У нас ведь тоже есть сроки рассмотрения документов, которые нужно соблюдать.
— Расскажите немного о том, что с наибольшим удовольствием делаете в нерабочее время, чем радуете душу?
— Обожаю бассейн и лыжи, правда, нынешняя зима пока не предоставляет возможности покататься. А как прекрасны зимние пейзажи за рекой Веряжка… Люблю готовить и принимать гостей. Дачу свою обожаю. На моих шести сотках растёт всё. Сама удивляюсь, как успеваю. А больше всего люблю путешествия и море.
— Последний вопрос. Прокурор — профессия или образ жизни?
— Скажу так: это профессия, которой я посвятила жизнь.
После знакомства с Ириной Устиновой я убедилась, что женщина–прокурор — отнюдь не «железная леди» и уж никак не мужчина в юбке. Это мудрость, взвешенность и способность по–матерински заботиться о других.
Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора