главы крестьянского (фермерского) хозяйства в деревне Озерки
В далёкие девяностые
Механизатор из Краснодарского края Бро Тамоян приехал в Окуловский район без малого четверть века назад, в теперь уже далёком 1990 году. Прибыл он в наши места работать в сельскохозяйственном производстве согласно заключенному сроком на пять лет договору. Начал Бро Мразович свою трудовую деятельность трактористом в совхозе «Транспортник».
Привёз переселенец из южного региона с собой и всю семью, с расчётом на то, что если всё сложится у него на Окуловской земле удачно и благополучно, прочно обосноваться на новом месте.
Однако начало девяностых годов прошлого века ознаменовалось серьёзными потрясениями в стране, которые привели к распаду СССР, резкому ухудшению общей экономической ситуации на всём постсоветском пространстве. Начался процесс закрытия предприятий, который в полной мере затронул и Окуловский район. В конечном итоге прекратил своё существование и совхоз «Транспортник». Многие семьи, приехавшие в наш район, чтобы содействовать подъёму сельского хозяйства, отправились в обратном направлении. Бро Тамоян вопреки всем складывающимся неблагоприятным обстоятельствам, всё-таки предпочёл остаться.
Всякого довелось пережить за прошедшие десятилетия. Продолжительное время бывший тракторист занимался предпринимательством в сфере торговли. Но совсем недавно, пару лет назад, Бро Тамоян принял решение коренным образом изменить поле своей деятельности: он создал собственное крестьянское (фермерское) хозяйство. Впрочем, подобный поворот событий вряд ли стоит воспринимать как некую неожиданность. Ведь с сельским хозяйством Бро Мразович был связан с молодых лет, и по натуре своей он настоящий труженик, умеющий и любящий работать на земле.
Лучше один раз увидеть
КФХ Тамояна в деревне Озерки располагается на слегка возвышенном месте неподалёку от дороги. Первое знакомство с основными помощниками главы хозяйства, его сыновьями. Соблюдая достигнутую договорённость с автором этих строк о встрече, не заставляет себя долго ждать и сам Бро Мразович. Гостеприимный хозяин без лишних уговоров соглашается провести маленькую экскурсию по своим владениям. На небольшом по территории участке виднеется возведённая теплица, складированный запас сена под навесом, и, конечно же, помещения, в которых содержится скот. Чисто внешне это самые обыкновенные хозяйственные постройки. Гораздо важнее другое — в них созданы все условия для нормального пребывания здешних обитателей.
Самое первое посещение — «места проживания» компании овец. Животные не проявляют ни тени беспокойства, с любопытством вытягивают головы за невысокое ограждение, и трудно удержаться от соблазна протянуть руку, чтобы их погладить.
Рядом с овечьим поголовьем расположилась пара необычных по облику представителей свиного семейства, совершенно не похожих на наших традиционных хрюшек.
— Это вьетнамская порода,— предваряет мой вопрос Бро Мразович.
В числе сравнительно мелкой живности есть в хозяйстве домашняя птица, кролики.
Но, конечно же, особое внимание и интерес к главному достоянию хозяйства — крупному рогатому скоту.
—У меня на сегодняшний день числится 23 головы КРС, включая девять дойных коров, поясняет глава крестьянского (фермерского) хозяйства. За год в среднем реализую тринадцать, а то и более тонн молока. Содержатся в хозяйстве и бычки. В делах, связанных с продажей произведённого молока и мяса, рассчитывать приходиться исключительно на себя. Варианты реализации продукции пытаемся находить не только в пределах Окуловского района, но и на территории некоторых соседних районов.
Проблем и трудностей хватает с избытком
— К сожалению, приходится сталкиваться с большим количеством проблем, иногда там, где их меньше всего ожидаешь, —продолжает свою мысль Бро Тамоян. — Случается, что и законодательство оказывается не на стороне тех, кто трудится на земле. Не обойтись главе КФХ без банковского кредита. Но ведь полученные деньги надо возвращать в строго установленные сроки. А средства для этого можно получить только за счёт дальнейшего развития хозяйства, производя и реализуя всё большее количество продукции.
— Начиная своё дело, я сразу написал заявление в соответствующие инстанции о выделении мне земельного участка, на котором, в частности, планировал выращивать картофель,— размышляет Бро Мразович. — Но всё оказалось куда сложнее, чем можно было предположить. Немало участков, которые пребывают в запущенном состоянии и фактически никак не используются, но получить их нельзя, так как фомально имеется собственник. Были вложены значительные средства на возведение фундамента под новые животноводческие помещения. Ведь поголовье скота в хозяйстве растёт, а нынешней весной вновь ожидается существенное его пополнение, которое практически некуда будет девать. Надеялся получить, необходимое количество леса под строительство всё тех же помещений для животных, но выяснилось, что уже несколько лет подобная практика прекращена.
Многие сотни тысяч рублей выложил на приобретение сена и комбикормов для животных. Очевидно, что в наступившем году затраты на эти цели будут ещё более значительными. Я механизатор и могу с успехом самостоятельно заготавливать сено. Но где взять средства на приобретение трактора и необходимой вспомогательной техники? Вот и получается некий замкнутый круг.
— Мне думается, что необходима более весомая и акцентированная поддержка государством крестьянских (фермерских) хозяйств на начальном этапе их становления и развития, чтобы они могли, как говорится, встать на ноги. Я имею ввиду вовсе не помощь в виде предоставления неких даровых денег, а кредиты под небольшой процент, хотя бы минимальные льготы в приобретении кормов, строительных материалов, сельскохозяйственной техники. И тогда число КФХ возможно, начнёт постепенно увеличиваться,— подвёл итог Бро Тамоян.
Владимир ЛЕБЕДЕВ
Фото автора