Вторник, 26 ноября 2024

Редакция

ХРАМУ – КО ДНЮ ЕГО РОЖДЕНИЯ...

Заснеженная январская Охона. Суббота. Вечер. В старинном Троицком храме служат всенощную. Зайдём? Что говорите? Давно не были? Ну, вот и повод. Отворим кованую калитку начала позапрошлого века, пройдём по плитам церковного двора, по которым ступали ноги выдающихся «светильников» прошлого:  митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого), миссионера-протоиерея Стефана (Рябчикова), великого настоятеля 1964-2003 годов протоиерея Василия (Денисенко)… А чему, собственно, удивляться? В июне сего года Свято-Троицкой церкви исполнится 200 лет. Да! Многое помнят древние стены!  Хотя… не такие уж они и древние, судя по тому, как храм выглядит внутри:  обновлённые фрески, сочные краски образов, блеск золочёных паникадил…

Оказывается, это результат масштабного ремонта, который был проведён силами прихожан к грядущему юбилею храма. Что было сделано, как, когда и на какие средства, мы попросили рассказать старосту церкви во имя Святой Живоначальной Троицы села Охона Виктора Жарких.

– Виктор Павлович, когда последний раз в Свято-Троицком  храме производился капитальный ремонт?

– Если говорить именно о капитальном, то он не производился пятьдесят лет. Протоиерей Василий (Денисенко) начал масштабные ремонтно-реставрационные работы в 1964 году – сразу, как только стал настоятелем этого храма. Старинная церковь была приведена в порядок: написаны новые иконы, расписаны стены, приобретена церковная утварь и богослужебные принадлежности,  отремонтирована крыша и так далее. Нужно вспомнить то тяжёлое время. На дворе — продолжающаяся хрущёвская антицерковная кампания (хотя сам инициатор уже не у власти):  храмы закрываются, приходы расформировываются... А отец Василий как будто из другого мира – решил благоукрашением храма Божьего заняться. Нужно сказать, что по его молитвам всё получилось очень хорошо. Средств у отца Василия было мало, утварь приобрести было невозможно — не работали церковные заводы, её выпускающие. Но были добрые люди, помогавшие деньгами, советом. До сих пор стоят в Охонском храме подсвечники, изготовленнные народными умельцами: основание и свечница в них — из частей металлических контейнеров, в которых во время войны в госпитале производили термическую обработку шприцов. У боковых приделов царские врата украшены были позолоченными тонкими колонночками, которые (о том никто никогда так и не догадался) были изготовлены из остатков вентиляционных труб. По воспоминаниям дочери отца Василия Любови Журавлёвой многие иконы писались на Украине. Творила их черниговская игуменья Амвросия, ныне покойная. Потом с огромным трудом эти доски и холсты со священными изображениями пересылались почтой, перевозились  верными людьми. Много хороших людей участвовало в те годы в ремонте храма. Все они, безусловно, проявили христианскую смелость, так как за такие дела могли не только с работы вытолкать. Потом ремонты, конечно, были, но, в основном, косметические. Денег не хватало, храм ветшал. После ухода в мир иной протоиерея Василия в храме сменились три настоятеля, которые не успевали полностью погрузиться в ремонтно-хозяйственные и иные вопросы. И вот сейчас мы решили, что к двухсотлетнему юбилею храм обязательно нужно отремонтировать.

ХРАМУ – КО ДНЮ ЕГО РОЖДЕНИЯ...– Что сделано? В какие сроки?

– Ремонт производился в течение пяти месяцев — с июня по октябрь. Начали с уборки мусора, отремонтировали входную арку, заменили на ней купола, покрасили храм снаружи. Внутри петербуржские художники-реставраторы Владимир Зверев, Марина Гавриленко, Елена Рогова сначала отмыли старинные изображения от копоти и исправили то ли ошибку, то ли недобросовестную работу реставраторов 70-х годов, которые нанесли краску поверх неотмытого нагара, не замедлившую со временем отвалиться. Обновлена роспись купола храма. Необходимо сказать, что реставраторы использовали комбинированную и достаточно сложную технологию восстановления живописи. Заново покрашены стены, с тщательным подбором соответствующих колеров. Полностью заменены все оконные блоки. Установили противопожарную сигнализацию — она немалых денег стоит, но нас обязали это сделать. И так далее.

– Сколько же средств потрачено на всё это, и главное — откуда они?

– Мы ведём счёт самым скрупулёзнейшим образом, могу сказать, что всего на ремонт Троицкого храма затрачено 930 тысяч рублей. Из них около 800 тысяч – пожертвования пестовчан. И состоятельных, и не очень. Одни жертвовали деньгами, другие материалами, третьи – инструментами. Пользуясь случаем, назову имена тех, кто помог самому древнему храму района приобод-риться и принарядиться в канун его юбилея. Это: Сергей Помазков, Сергей Радыгин, Ирина Михайлова, Алексей Веселов, Алексей Игнатович, Любовь Елисеева, Алексей Гричаниченко, Сергей Трушков, Юрий Чуркин, Александр Зверев, Алексей Бойков, Олег Григорьев, Евгений Иванов, Анатолий Ларкин, Елена Рогова, Юрий Аборин, Елена Махова, Владимир Трембинский, Василий Лебедев, Алексей Рослов, Татьяна Рослова, Елена Заранок, Эльвира Яблокова, Людмила Шарова, Елена Кронштадтова, Владимир Трофимов, Сергей Муравьёв, Алексей Громов, Татьяна Половко, Юрий Киреев, Дмитрий Рябошапка, Анна Грозная, Валерий Титов. Настоятель Охонского храма иерей Артемий (Булыгин), прихожане от всего сердца молитвенно благодарят и поминают о здравии душевном и телесном этих людей.

– Виктор Павлович, а планы на будущее имеются?

ХРАМУ – КО ДНЮ ЕГО РОЖДЕНИЯ...– Безусловно. Основной вопрос – центральное отопление всего храма. Пока отец-настоятель не решил, какой именно котёл устанавливать, но, думаю, мы и батареи поставим, и на непредвиденный случай оставим дровяные печи. Очень хотелось бы восстановить старинную ограду, упавшие местами кирпичные столбы. Ну и, очень важное дело, – перекрыть полностью всю крышу. На данный момент старое кровельное железо настолько прохудилось, что местами превратилось в труху. Крыть собираемся ламинированным железом  высокого качества с полимерным покрытием, но обязательно голубого цвета, как завещал отец Василий. Именно в таком одеянии явилась ему во сне Божия Матерь и указала на Севере белоснежный храм с голубыми куполами, в котором будет он служить до старости. Надеюсь, что Пресвятая Дева не оставит нас своим заступничеством и молитвами великого настоятеля протоиерея Василия, его любимый храм будет выглядеть достойно и в будущем.

Служил до последнего часа
Одиннадцать лет назад, 24 января, в пять часов утра на 78-м году жизни остановилось горячее, любящее, исполненное искренней веры сердце отца Василия Денисенко, которого знали все без исключения пестовчане.

Напомню: отец Василий родился 4 октября 1925 года в небольшом селе Орловка Куликовского района Черниговской области, в глубоко верующей работящей семье. С 15 лет познал тяжёлый физический труд и стал стахановцем. В Великую Отечественную  войну грудью защищал Родину. Был приговорён фашистами к расстрелу, и по их приказу сам копал себе могилу. После гитлеровских лагерей в его жизни были сталинские. Именно тогда появилась у Василия Евлампиевича твёрдая уверенность в том, что его предназначение – служба Богу.

С 15 ноября 1964 года в старинной церкви села Охона неустанно возносил священник Василий горячие молитвы за живых и усопших пес-товчан. В тяжёлые годы гонений и борьбы с Церковью он без страха выступал с проповедью евангельского слова, личным примером зарождая в  сердцах людей глубокое чувство любви к ближнему. Пестово ответило этому светлому человеку взаимным чувством. За почти сорокалетнее служение своё не одно поколение пестовчан было им крещено, венчано и по-христиански упокоено. Его знали и любили все. Причём, не только в Новгородской епархии. Духовные чада отца Василия приезжали к нему за советом даже из-за границы.

Ревностное служение пастыря высоко оценено было высшим церковным руководством. Отец Василий имел самый высокий, высший для белого священника, сан – протоиерея, с правом, пожалованным Патриархом, ношения митры – особого головного убора, патриаршую награду – наперсный крест с украшениями, и многое другое. Безусловно, награды – это свидетельства жертвенного служения пастыря, но не только ими определяется ценность человека. Он был духовным источником, к которому притекали все нуждающиеся в утешении, помощи и просто добром совете. Он сорок лет был пестовчанам духовным отцом — в полном смысле этого слова. Вспомним, как писала наша газета одиннадцать лет назад о постигшем жителей района горе:

ХРАМУ – КО ДНЮ ЕГО РОЖДЕНИЯ...«Проводить любимого отца собралось огромное количество народа – несколько сотен… Во время отпевания в храм невозможно было проникнуть. Люди стояли на площадке перед церковью, толпились за воротами. Своей любовью он одарил всех, а «Бог – есть любовь», – говорит Евангелие. Именно поэтому все, такие разные, пестовчане перед разверстой могилой пастыря доброго не стеснялись слёз.

Высоко оценивая священнический путь протоиерея, проводить его в последний путь приехали: преосвященнейший владыка Лев – архиепископ Новгородский и Старорусский, священноархимандрит Ефрем, иерей Михаил – благочинный Хвойнинского округа, иерей Валерий – благочинный Боровичского округа, наместник Свято-Иверской обители иеромонах Никандр, священники, священноиноки.

Совершив Божественную Литургию, архиепископ Лев произнёс прощальное слово, в котором отметил, что за двенадцать лет совместного общения никогда не слышал от отца Василия слова уныния. В любой ситуации этот мощный старец находил светлую сторону, уповая на промысел Божий. «Верю, что он так же усердно молится за нас у престола Господня по смерти своей, как и при жизни», – сказал высокопреосвященный.

Священноархимандрит Ефрем, связанный с отцом Василием духовной дружбой и посетивший его в больнице незадолго до смерти, сказал: «Пока наш отец Василий был моложе, он совершал службы почти каждый день. И, даже прощаясь с нами в больнице, он сказал: «У меня так всё болит, будто в сутках не 24 часа, а 98. Кругом суета, бренность… А я только глаза закрою – служу Литургию. Так сладко становится. Люблю служить Богу».

Это действительно было. Свою последнюю службу совершил пастырь в праздник Богоявления 2003 года. Невзирая на строжайшие запреты врачей, поехал освящать воду. Передвигался совершенно обессилевший отец Василий с помощью костылей. Тяжело дышал. Но он не мог представить, как это: люди придут из дальних сёл, а святой воды нет. «Буду служить до последнего часа», – сказал  он. Так и произошло.

На фото: настоятель храма Святой Троицы села Охона  иерей Артемий, его главные помощники Виктор Жарких и Любовь Журавлёва


Пётр Альнивич
                            Фото автора

 

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Участковый уполномоченный полиции Екатерина Сидорова

Девушка с характером

Свой профессиональный выбор многие из нас сделали ещё в школьные годы. Так было и у холмички Екатерины Сидоровой.

Награждены за добросовестный труд

Почёт и хвала аграриям

В Волотовском ДК чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Постоянно на передовой

Подполковник юстиции Ольга Фоченкова более 20 лет посвятила службе в полиции

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА