Хитрый взгляд с прищуром, великолепное чувство юмора, ясная голова и хорошая память… Леонид Павлович ВАСИЛЬЕВ в свои 87 даст фору многим из нас.
Слушая его неторопливую речь, смеясь над его шутками, я не переставала удивляться: как удаётся им, прошедшим дорогами войны, поднимавшим страну из руин, не утратить оптимизм и жизнерадостность.
Семья Васильевых жила в деревне Аргуново. Родители работали в колхозе, а дети, два сына и дочь, помогали им по мере сил. 22 июня 1941 г. перечеркнуло все планы и надежды. Отец ушёл на фронт, его, успевшего повоевать и в гражданскую, и в финскую войну, призвали в числе первых. 14‑летнего Леню и 16‑летнего Михаила мобилизовали на окопы, под Новгород. Мальчишки и девчонки сумели выполнить лишь одну «разнарядку»: немецкие войска подошли слишком близко к месту работы и ребят отправили домой.
А дома пришлось им трудиться и в колхозе, и на строительстве аэродромов Хвойной, настоящего и ложных, и на лесозаготовках. «Мужчины все на фронте, — рассказывал Леонид Павлович, — в бригаде два пацана и женщины, были даже эвакуированные с Ленинграда. Трудно, тяжело, холодно и голодно, но… надо. И дневное задание мы всегда выполняли, ведь наш лес шёл эшелонами под Ленинград».
В начале 1944 года Леонида призвали в армию. Он попал в артполк, стал заряжающим «сорокапятки», как и его отец. Закончил войну в Прибалтике, а потом в составе отдельного батальона был отправлен на Таймыр.
Кто бы мог подумать, что Леонид почти через всю Россию проедет, сначала в теплушках по железной дороге, потом в Красноярске пересядет на пароход и по Енисею доберётся до Норильска и Дудинки. Вместе с однополчанами побывает в Туруханске, в музее Иосифа Сталина в книге отзывов оставит свою роспись.
7 лет прослужил ефрейтор Васильев в тундре. Видел северное сияние, оленей и ягель, подножный корм этих выносливых животных, бывал в гостях у ненцев и чукчей в их чумах и ярангах. Леонид помнит доброту, честность и отзывчивость этих людей, со многими из них он дружил.
После демобилизации молодой солдат прямым ходом направился в Эстонию. Оказывается, ещё во время войны заприметил он девушку Лиду, юную зенитчицу — соседку по позиции. К ней и вернулся в Кохтла-Ярве. Устроился на одну из шахт и отработал там 23 года. Профессию Леонид получил необычную — подготовитель. Он должен был уметь бурить, крепить и подрубать, а значит мог заменить любого шахтёра в забое. За отличную работу Васильева не раз премировали, а его фотография, как передовика производства, однажды украсила страницы журнала «Шахтёр».
Не сиделось на месте Леониду, и семья перебралась на Кавказ, под Кисловодск. На заводе металлоконструкций пришлось овладеть новой специальностью — резчик по железу. Продукция завода отправлялась в разные города, в том числе и в Ленинград, для строительства зданий, вокзалов. 18 лет Леонид и Лидия отработали на заводе. Хорошо им было на Ставрополье, тепло и уютно. Но тянуло домой, и Васильевы снова в дороге, теперь уже на постоянное место жительства — на ст. Кушавера, где они купили дом и прожили в согласии и любви без малого 20 лет. На мой вопрос, почему все же вернулись в этот удалённый от райцентра населённый пункт, хозяин удивлённо ответил: «Так ведь родина это моя! Как же иначе?»
Леонид Павлович показал мне свои награды, и я обратила внимание, что они «парные». Удивилась. Ветеран, улыбнувшись, объяснил, что медали и ордена у них с женой на двоих, и за войну, и за мирный труд. А совсем недавно он получил юбилейную медаль «В память 1150‑летия Великого Новгорода». Жаль, Лидия её не увидела, 14 лет уже прошло со смерти супруги.
Вспоминая свою жизнь, Леонид Павлович ни о чем не жалеет.
— Жена у меня была хорошая, детей мы вырастили, образование дали. Одна дочь живёт в Эстонии, другая под Москвой, обе уже бабушки, а у меня 5 внуков и 8 правнуков. Старший внук работает, как и я когда-то, в шахте. О чём же жалеть?
Не забывают дети отца. Чуть пригрет солнышко и появится зелёная травка, наполнится родительский дом звонкими голосами. Гости не дают ветерану скучать, заставляют забыть о болячках и старости. Одно плохо, ноги совсем отказали, не выходит Леонид Павлович на улицу (помогает ему во всём племянница Надежда, дочь брата). Но характер у ветерана остался прежним, и нет обиды и злости на судьбу.
Прощаясь, я от души пожелала Леониду Павловичу сохранить бодрость и задор. И дай Бог ему здоровья!
Галина ЕГОРОВА
Фото автора
Опубликовано в газете 24 января