Интерес ребёнка к музыке начинается с его родителей
Ученики городской Детской школы искусств становятся лауреатами всероссийских и международных конкурсов регулярно. Не так давно заняли практически весь пьедестал XI Всероссийского фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Золотая ладья-2014», под занавес прошлого года высшую награду конкурса-фестиваля «Виват, оркестр!» взял оркестр народных инструментов школы, а семилетняя Арина Майстренко — диплом Международного конкурса «Первый аккорд!». С заместителем директора школы по учебной работе Ларисой ПУТИНЦЕВОЙ мы поговорили о том, в какой ситуации оказалось современное музыкальное образование и как ученикам удаётся достигать таких высоких результатов.
— Лариса Юрьевна, какие, с вашей точки зрения, стоят основные проблемы перед музыкальным образованием в России?
— Самая главная проблема — его недооцененность. Многие не понимают, что это образование необходимо каждому. В конце концов, раньше человек не мог считать себя образованным, если не был знаком с нотной грамотой, не мог играть на музыкальном инструменте, а сегодня это, к сожалению, в прошлом. Детям музыкальное образование необходимо даже не с точки зрения духовного воспитания, хотя и это очень важный момент. Музыка, например, очень помогает в освоении общеобразовательных предметов, таких, как математика и иностранные языки, потому что музыка — это и чувства, и эмоции, и логика в то же время. К тому же, как мне кажется, дети, которые занимаются музыкой, более добры, милосердны, терпимы, от них мы не получим неожиданной агрессии. Кроме того, они ещё и стрессоустойчивы. Любой выход на сцену — это всегда стресс, и музыкант должен уметь с ним справляться, должен себя организовать и показать все лучшее, что он умеет, за короткий промежуток времени. Вот это умение организовывать себя, психологическая подготовка обязательно пригодятся во взрослой жизни.
— То есть если ребёнку «медведь на ухо наступил», это можно исправить. Всё равно его следует приводить в музыкальную школу?
— Да, и чем раньше, тем лучше, потому что способности есть у каждого ребенка.
— С вами не согласиться невозможно, но отчего так получается, что музыкальное образование далеко не самое престижное в наше время?
— Если вспомнить годы, когда я сама училась, и сравнить их с сегодняшним днём, станет грустно. Престиж музыкального образования упал во многом потому, что снизилась планка общего образования, далеко не каждый родитель стремится дать своему ребёнку классическое образование. Напротив, часто говорят о чрезмерной загруженности детей.
— Возможно, проблема ещё и в засилье некачественных музыкальных продуктов на телевидении?
— Мы, музыканты, терпимо относимся ко всем музыкальным жанрам, каждый выражает себя по-разному. Конечно, на телевидении сегодня много некачественных музыкальных проектов, за исключением проекта «Голос», но образованный человек на то и образованный, чтобы отличать хорошее от плохого. Необходима совместная работа педагогов и родителей, чтобы пробудить у ребёнка интерес к классической музыке. Я — оптимист, и мне кажется, что сейчас мы понемногу возвращаемся к тому, от чего ушли. На телеканале «Культура» недавно прошла дискуссия по поводу музыкального образования и интереса к музыкальному искусству в целом. И вот там заметили, что в последнее время в крупных городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, повысилась посещаемость концертов, на классику стали ходить.
Что касается музыкального образования, сейчас стало модным стоять на сцене с микрофоном, хорошая хореография на многих производит впечатление, поэтому родители не против, чтобы и их дети танцевали или пели. К сожалению, музыкант на этом фоне по-прежнему проигрывает, потому что он один на сцене со своим инструментом, его искусство не столь зрелищно. 10 лет назад у нас на фортепьянном отделении было 120 учеников, а сейчас — 45.
— Как, с вашей точки зрения, это можно изменить?
— Прежде всего необходимо работать с родителями, потому что только они могут привести ребёнка в школу искусств. Мы выступаем с лекциями в школах и садиках, организовали группы раннего развития для детей с четырех лет, где они получают комплексное обучение по ритмике, музыке, изобразительному искусству. К тому же там с детьми работает психолог. И в эту группу родители ведут детей очень охотно.
— У меня есть несколько знакомых, которые говорят, что не отдадут своих сыновей в музыкальную школу, пусть лучше занимаются каким-нибудь мужским спортом. Не становится ли музыкальное образование женским?
— Нет, потому что каждый инструмент предполагает своего исполнителя. Фортепьяно всегда чаще выбирали девочки, в класс скрипки шли и мальчики, и девочки, хотя последних, конечно, больше, а вот народные инструменты, такие, как баян и аккордеон, привлекают мальчишек. Другое дело, что девочки, конечно, более прилежные, а в занятиях музыкой это очень важно. Я ученикам всегда говорю, что нужно сравнивать себя со спортсменами. Какие бы ты способности ни имел от природы, не прикладывая труда, не занимаясь по системе, хороших результатов ни за одним из инструментов не получишь.
— В вашей школе результаты говорят сами для себя. Как их удаётся добиваться?
— Благодаря профессионализму преподавателей, которые работают с детьми. Победа в конкурсе — общая радость для педагога, для ребенка и для его родителей.
— Ваша ученица Арина Майстренко не так давно стала лауреатом международного конкурса в номинации «Маленький Моцарт». Если сегодня в России появится маленький Моцарт, Бах, Чайковский, какое будущее его ждёт?
— Здесь речь идёт прежде всего о таланте, а я боюсь слово «талант» применять к ученикам. Мне больше нравится понятие «способный ребенок». На музыкальных конкурсах нередко дети поражают своим мастерством и техникой. Но технику отточить проще, чем понять глубину произведения в юном возрасте. Только к определённому возрасту можно дорасти до каких-то произведений и только тогда можно будет говорить, что ребёнок талантлив.
Кроме того, наша школа не ставит задачу подготовить своих учеников для дальнейшего обучения по специальности, самое главное для нас — подготовить образованных, культурных людей, которые будут хорошо разбираться в искусстве, будут грамотными зрителями и слушателями. Ну и, конечно, хотелось бы подготовить преподавателей себе на смену. Сегодня в школе много преподавателей с большим стажем. На фортепьянном отделении в колледже искусств учатся две наши выпускницы, ещё две скрипачки обучаются в колледже и в Гнесинском училище. Но что они выберут для себя: преподавание или музыкальную карьеру?
Алина БЕРИАШВИЛИ
Фото автора
Опубликовано в газете 22 января