Персонажи русского фольклора станут главными героями на ярмарках
В этом году в городе планируется провести четыре ярмарки. В апреле пройдёт весенняя сельскохозяйственная ярмарка «Весенний день год кормит», на День города — Петровская, в августе будут гулять на медовом фестивале, а осенью — на межрегиональной ярмарке «Сады Старой Руссы». Кроме широкого ассортимента, предполагается и солидная культурная программа, вести которую будет Пётр Иванович Уксусов, известный в простонародье как Петрушка. Как обещают организаторы, задиристый персонаж всюду сунет свой нос.
— Ярмарки в Старорусском крае проводились ещё в XVI—XVIII веках, — говорит директор Молодёжного культурного центра Старорусского района Инна ПОЗДНЯКОВА. — Они были известны далеко за пределами края и имели свои традиции. Культурные — в том числе. Но на долгое время всё это было забыто. Возрождение началось несколько лет назад. Правда, качество, состав и содержание культурных программ, по отзывам зрителей, не всегда нравятся. Поэтому мы решили детальнее проработать досуговые программы на ярмарках, разработали специальный проект «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим».
На его реализацию нужно около 400 тысяч рублей. Здесь будут задействованы деньги муниципального бюджета, внебюджетные средства, а также средства гранта, который мы выиграли в областном конкурсе инновационных творческих проектов «Новгородика».
Так, для каждой ярмарки разработано своё балаганное представление с участием фольклорных коллективов, ремесленников. Но везде главным действующим лицом будет Петрушка. Во-первых, так было и раньше. Во-вторых, в 2012 году Старая Русса согласно интернет-проекту «Сказочная карта России» была признана родиной одного из самых узнаваемых героев русского ярмарочного фольклора — Петрушки. «К сожалению, этот герой сегодня почти не используется в качестве бренда территории, — отмечает Позднякова. — Будем заполнять вакуум».
Русский шут будет не только веселить народ, прогуливаясь вдоль торговых рядов. Петрушка появится также на рекламной, сувенирной и призовой продукции ярмарок. Для реализации задуманного приобретут несколько ростовых кукол, которых планируется задействовать в балаганных представлениях на ярмарке.
Впрочем, по задумке авторов проекта, куклы будут активно задействованы не только на ярмарках. Так, кукла Петрушка, например, будет представлять Старую Руссу в областных и всероссийских мероприятиях в качестве бренда территории: например, на Днях Новгородской области в Санкт-Петербурге. Декорации, костюмы и инвентарь, созданные или приобретённые для ярмарочных представлений, можно использовать для праздников народного календаря и оформления сценических площадок к мероприятиям. А созданная в ходе проекта сувенирная продукция с изображением Петрушки будет продаваться туристам и гостям города.
Особое мнение
Александра ДЖУМАЕВА, мэр Старой Руссы:
— В старые времена на ярмарках часто разыгрывались представления с Петрушкой. Но тогда этот герой веселил народ почти по всей стране. Так что он не изобретение исключительно нашего края. И точно не поможет раскрутить город как место, привлекательное для путешественников и экскурсантов. Туристический бренд должен быть связан с исторически сложившимися на территории обычаями, промыслами. В этом качестве можно было бы использовать соль. Но мы не можем: на нее в другом регионе уже ставку сделали. Поэтому здесь нужно отталкиваться от других исторических моментов.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото из архива «НВ»
Опубликовано в газете 29 января