К 70-летию полного освобождения Ленинграда от немецкой блокады
ТРЕВОЖНЫЕ НОВОСТИ российских телеканалов воспринимаются словно фронтовые сводки. Ситуация на Украине обострилась, гибнут люди.Политики различных рангов анализируют происходящее, высказывают свои точки зрения, да и мы, простые обыватели, на своих кухнях пытаемся оценивать события. Кто воюет на майдане? Молодёжь, чьё мировоззрение формировалось в лихие 90 — е годы, в эпоху распада СССР, когда в обществе образовался идеологический вакуум. Воспитание вытеснялось из образовательных учреждений. Общество ориентировали на то, что пришло время лидеров, новых свободных людей, молодёжь должна во что бы то ни стало получать образование, делать карьеру любыми путями. Зачем тратить время на общественную работу, пионерскую, комсомольскую организацию? Патриотизм, уважение к истории Родины, гуманное отношение к слабому, честность, порядочность… Зачем забивать голову такими пустяками? Экстремисты всех мастей воспользовались ситуацией, предложив неокрепшим умам свою волчью идеологию.
К СЧАСТЬЮ «революционная» эйфория прошла, гуманистические идеи в обществе возрождаются. Что касается нашей марёвской глубинки, то масштабы негативного влияния перестроечного времени на молодёжь не были столь впечатляющими. Сыграли свою роль и удалённость от мегаполисов, и здоровый консерватизм педагогических коллективов, и богатое героическое прошлое марёвского края, и семейные традиции, и разум людей.
БОЛЬШОЙ ВКЛАД в патриотическое воспитание молодёжи вносят музеи боевой славы Молвотицкой и Седловщинской школ, Музей краеведения в Марёве, учреждения культуры, библиотеки.
27 января районная детская библиотека совместно с Музеем краеведения провели для учащихся 8 –х классов Марёвской школы Урок мужества, посвящённый важной исторической дате — снятию немецко –фашистской блокады с города Ленинграда. Ведущие мероприятия библиотекарь Лариса Кизюрина и директор Музея краеведения Мария Фёдорова рассказывают детям о коварных планах гитлеровцев: стереть с лица земли город на Неве. Блокировать его и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять с землёй. Для осуществления варварского замысла были брошены огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов.В сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы. больницы, заводы, театры, музеи, гибли женщины, старики, дети. Ленинградцы не выключали радио, по которому транслировался равномерный, чёткий стук метронома. Он успокаивал и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живёт и борется.
В ТИШИНЕ читального зала стучит метроном, звучат стихи Ольги Бергольц. Торжественно и печально продолжается повествование о том, как на защиту родного города поднялись его жители. В короткий срок он был превращён в город — крепость. На экране фотографии, на которых запечатлены ленинградцы зимой 1941 –1942 годов, когда в городе не было топлива и электроэнергии, замёрзли водопровод и канализация. Вот люди на набережной Невы спускаются на лёд за водой. А вот везут на саночках умерших… Внимательно слушают дети трагическую историю 11 — летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. На слайдах записи, выведенные детской рукой: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут 1942 года. Умерли все. Осталась одна Таня».Вот что принёс фашизм одной только семье. Словно не знают или не желают знать этого люди, принимающие участие в возрождении фашистской символики, фашистских призывов, оскверняющие могилы и памятники советских воинов — освободителей, уничтожающие Вечный огонь на мемориалах, убивающие милиционеров на майдане.
УРОК МУЖЕСТВА продолжается. Рассказ о детях, которые вместе со взрослыми работали на военных заводах. Фотографии измождённых мальчишек и девчонок, они по 12 –13 часов не выходили из цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
(А на улицах Киева молодые ребята тоже отстаивают своё право — присоединиться к Евросоюзу, жить по европейским стандартам, в их понимании — носить европейскую одежду, ездить «на крутых тачках», жить в красивых домах. Только вот поступают они не по — европейски, действуют наглостью, насилием. Да и дома с «тачками» всем не раздают).
С ИНТЕРЕСОМ слушают школьники рассказ о легендарной «Дороге жизни». Так очень точно назвал народ автомобильную трассу по Ладожскому озеру. Она была единственной ниточкой, связывающей город со страной. По ней непрерывно двигались машины с продовольствием, которого в городе почти не осталось. В самую страшную военную зиму 1941–1942 гг., после уничтожения Бадаевских складов с запасами продовольствия, рабочие получали в день всего по 250 граммов хлеба, а служащие, иждивенцы и дети — по 125. Фашисты надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, что голодные люди перессорятся между собой из –за куска хлеба, из–за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Но они просчитались. Город выстоял. В январе 1944 войска Ленинградского и Волховского фронтов освободили Ленинград от блокады.
ЗАКОНЧИЛСЯ Урок мужества минутой молчания в память воинов и жителей Ленинграда, отстоявших родной город и не доживших до наших дней.
Заместитель директора по воспитательной работе Марёвской школы Татьяна Шутилова поблагодарила сотрудников библиотеки и музея, отметила и заинтересованное отношение детей к проведённому мероприятию. На этот раз это чувствовалось как никогда. Будем надеяться, что добрые семена прорастут добрыми всходами.
Валентина ГОЛУБЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 7 февраля