Суббота, 02 ноября 2024

Редакция

На науку надо заработать

8 февраля свой профессиональный праздник отметят учёные.

Новгородский район является сельскохозяйственным, поэтому чтобы узнать, как сегодня живут учёные и чем они могут порадовать своих потенциальных потребителей завтра, я отправилась в научно-исследовательский институт сельского хозяйства, который расположен в деревне Борки. В короткой исторической справке сказано, что он начинался с основанной ещё в 1950 году небольшой опытной станции, которая занималась исследовательскими работами по выращиванию льна-долгунца, многолетних трав и т.д. В 1988 году она была реорганизована в Новгородский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сельского хозяйства. Его основной задачей является научное обеспечение АПК всей Новгородской области.

Время перемен
Как и большинство научных предприятий страны, институт переживает не лучшие времена. Последний раз я была здесь довольно давно, и с тех пор ничего не изменилось: и само здание, и кабинеты сотрудников требуют капитального ремонта, неплохо бы заменить и ветхую мебель, и устаревшие компьютеры.

– Да, многое хотелось бы изменить, – призналась директор института, кандидат сельскохозяйственных наук Мария Жукова. – Но все же, несмотря на трудности, для нас День российской науки – профессиональный праздник. Наши учёные и инженеры продолжают работать, и мы стараемся удовлетворять запросы нашего АПК, то есть сельскохозяйственная наука развивается. Более того, последнее реформирование научной системы страны позволяет надеяться, что перемены к лучшему всё же произойдут. Дело в том, что у нас изменился учредитель – раньше им была Россельхозакадемия, которая недавно вошла в состав РАН, как и наш институт, а вот учредителем стала новая структура – Федеральное агентство научных организаций России. Оно и будет распоряжаться имуществом и распределением средств. На 2014 – 2015 годы нам финансирование уже определено, его хватит только на выплату заработной платы сотрудникам, на содержание здания и оплату коммунальных услуг. На научные исследования денег вообще не выделяется. Я в советские времена не работала, но наши сотрудники, которые трудились здесь до перестройки, рассказывают, что тогда на научные разработки и приобретение нового оборудования выделялись солидные деньги. Теперь же  мы должны на эти цели зарабатывать сами. Да, это непросто, но у нас получается, хотя не так успешно, как хотелось бы. К сожалению, сельхозпроизводители не очень охотно вкладывают деньги на внедрение новых научных разработок. А вот за консультациями обращаются часто, и мы никому не отказываем.

Сегодня в институте работают 40 человек, из них шесть кандидатов и два доктора наук. Институт проводит исследования по десяти темам Россельхозакадемии и работает по контрактам с департаментом сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области. Наибольший объём в спектре научных работ занимают исследования по земледелию. Реконструкция и строительство мелиоративных систем в Новгородской области с внедрением новейших достижений науки – одно из самых актуальных направлений и сегодня. Курирует его вот уже много лет кандидат технических наук Ольга БАЛУН.

Я родилась в Сибири
– С одной стороны, научная работа приносит огромное удовольствие, особенно, если получаешь положительный результат, а с другой – это не прибыльное дело, – не стала скрывать Ольга Васильевна. – В основном, наши научные разработки ложатся «в стол». Мелиорация – очень дорогое удовольствие, и сельхозпроизводители не готовы вкладывать деньги в создание сложных систем осушения своих земель. Сегодня большинство гидротехнических систем и сооружений, сделанных ещё в советские времена, не ремонтируются, и постепенно приходят в негодность. Например, на землях бывшего совхоза «Ташкентский», где сейчас работают предприниматели, в этом году из-за большого количества осадков сложилась критическая ситуация – большинство полей были затоплены. А ведь там была построена ещё в советские времена хорошая дренажная система! Если бы за ней был должный уход, возможно, и потери урожая были бы намного меньше.

Когда Ольга начинает говорить о своей работе, чувствуется, как глубоко  она переживает за всё, что с ней связано. Она помнит и годы интересной работы, и годы полного застоя, когда хотелось всё бросить и заняться чем-нибудь другим. Родом она из Кемеровской области – западной Сибири. Окончила Ленинградский политехнический институт, гидротехнический факультет, несколько лет работала по распределению в Новосибирске в проектном институте, затем училась в аспирантуре Северного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации. По распределению в 1987 году приехала на опытно-мелиоративную станцию в деревню Болотная. Новгородская область одна из первых в России начала заниматься вопросами мелиорации на научной основе. В 1989 году станция была переведена в деревню Борки и вошла в состав вновь организованного Новгородского научно-исследовательского проектно-технологического института как отдел мелиорации. Его начальником и стала Ольга Балун.

По специальности она инженер-строитель-гидротехник. О том, что её жизнь будет связана столь тесно с сельским хозяйством, она и не помышляла. Все родственники работали на шахтах Кузбасса.

Профессиональный праздник российских ученых отмечают ежегодно восьмого февраля. В этот день поздравления адресуют физикам, энергетикам, химикам, специалистам сельского хозяйства, и всем тем, кто носит гордое звание ученого РФ.

– Но всё же крестьянские корни в моей семье были, – рассказала Ольга Васильевна. – А проявились именно на мне. Мой прадед участвовал в русско-японской войне, был награждён Андреевким крестом и получил право на земельный надел. Он выбрал черноземный участок недалеко от современного Кузбасса, ему также выдали лошадь и сельхозинвентарь. Прадед оказался рачительным хозяином – его двор быстро увеличился, были даже наёмные рабочие. Наверное, от него мне передалось и желание самосовершенствоваться, узнавать что-то новое. Учёба давалась очень легко. Я по складу характера – технарь, мечтала поступить в физико-технический институт, но по зрению туда меня не приняли, поэтому и попала в гидротехнический. Интерес к научной работе появился, когда я работала в проектном институте в Новосибирске. А диссертацию писала по орошению земель. Три года изучала почвы Алтайского края, это было незабываемое время. Мелиорация – это проведение комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. У нас все поля осушаемые. Но любопытно, что одно время на Новгородчине применяли и орошение. Например, остатки установки орошения и полива сохранились на полях у деревни Воробейка. Их понемногу разобрали на собственные нужды жители окрестных деревень, но часть конструкций ещё узнаваемы.

Осушать или как повезёт!?
Новгородская область одна из первых в России начала заниматься вопросами мелиорации на научной основе. Сегодня эта работа ведётся на базе трех опытных полигонов: в деревне Сидорково и в Ермолинском поселении. На одном из них представлены 17 вариантов конструкций закрытого дренажа с разной глубиной залегания дрен, также – разные варианты открытого дренажа. Кроме того, на опытных участках проводятся наблюдения за эффективностью работы агромелиоративных мероприятий по организации поверхностного стока. Все созданное за эти годы стараются сохранить, и, конечно, создают много нового, изучают зарубежный опыт. Кстати, анализируя труды зарубежной научной мысли, наши учёные с гордостью говорят, что не уступают им по уровню новых разработок!

Для меня, человека далёкого от науки, но имеющего опыт работы на земле, мелиорация кажется очень простым делом – прорыл канавку, воду с участка спустил – и всё в порядке. Но на самом деле это серьёзная и очень интересная наука, о которой Ольга БАЛУН может рассказывать часами:

На науку надо заработать– Да, канавка, это правильно. Но ведь канавка зарастает деревьями и за ней нужно постоянно следить. Кроме того, она может мешать проезду транспорта, значит, нужно строить мосты или хотя бы надёжные проезды. Поэтому для удобства отвода воды в канавки укладываются специальные трубки. Например, впервые в Новгородской области и, пожалуй, во всей России, подобная дренажная система была сделана в Окуловском районе академиком Николаем Ивановичем Железновым в 1861 году, где располагалось его имение. На месте огромного болота он создал цветущий край: построил оранжереи, посадил экзотические для этого климата деревья, построил завод по изготовлению гончарных трубок. Первый такой завод появился в Германии в 1840 году, а уже через несколько лет они впервые в России были изготовлены на предприятии Железнова. Удивительно, но Николай Иванович всегда был в курсе технических новинок в Европе. Это я к тому рассказываю, что, используя научные разработки, даже самые непригодные для сельского хозяйства земли можно использовать во благо человека. Кстати, до сих пор сохранилась и дорога, которую он построил. Потом на этом месте был создан колхоз имени Марата, но, к сожалению, теперь там остались только развалины. А созданная более 160 лет тому назад система осушения болота до сих пор работает, сюда на летнюю практику приезжают работать студенты Тимирязевской академии, изучают её устройство, насколько возможно восстанавливают. Мы тоже один летний сезон провели в исторической усадьбе. Некоторые приёмы установки дренажа думаем использовать и в будущих разработках. Так что нашим современникам есть чему поучиться у предков.

Вариантов систем осушения очень много, мы их изучаем, и в зависимости от почвы, рекомендуем использовать наиболее подходящий. К сожалению, наши разработки пока не очень востребованы сельхозпредприятиями. Мы можем предложить им до 30 вариантов разных систем осушения, причём в купе с научным обоснованием и экономическим.

А ведь нам приходится самим зарабатывать на научные работы, специальное исследовательское оборудование. Селекционной работой институт не занимается, но мы закупаем суперэлиту и выращиваем на продажу семена картофеля, многолетних трав и т.д.. Элитные сорта картофеля: «лига», «невский», «сударыня» пользуются огромным спросом и не только в Новгородской области. Также проводим исследования на урожайность мелиорированных земель.

На опытных полях с моей незаменимой помощницей, агрохимиком и почвоведом Александрой Яковлевой работаем в течение летнего периода, определяем эффективность работы той или иной системы. А в зимнее время  анализируем полученные данные. Мелиорация – дорогое удовольствие, но со временем все затраты окупятся с лихвой. К сожалению, не все умеют заглядывать в будущее. Работают по принципу: сегодня урожай получили и Слава Богу. У нас есть хорошие разработки для осушения низкоплодородных почв – ложбинно-полосовой дренаж – более дешевый, чем закрытый. Есть методики, которые могут помочь при реконструкции уже имеющихся закрытых систем. Наша область – зона рискованного земледелия, где воды то много, то мало. Поэтому для выращивания овощей была создана система подземного регулирования воды. В засуху вода задерживается в почве с помощью специального вентиля, в дождливую погоду, наоборот, вентили открываются. Так что мы работаем, несмотря на все трудности, и очень надеемся, наши исследования найдут своё применение на практике в хозяйствах Новгородской области.

Евгения АБАШЕВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА