Суббота, 02 ноября 2024

Редакция

…А я люблю свои места родные

Она посвящает стихи родной земле и землякам, ведёт календарь природы Приильменья и мечтает о возрождении былой славы рабочего посёлка Пролетарий

Дом, где живёт наша новая знакомая, долго искать не пришлось, хотя стоит вдалеке от центра, на самом берегу реки Ниша. Первые же сельчане, что попались навстречу, указали дорогу. Азу Яковлеву здесь знают все. И потому, что полвека проработала конструктором на знаменитом фарфоровом заводе, и потому, что она – настоящий патриот своего посёлка. Вела и ведёт огромную исследовательскую работу, результатом которой уже стало несколько книг: «Маяки желаний», «Наш край», «В краю вековых дубрав». В них сосредоточен уникальный краеведческий материал, который, как она уверена, пригодится и нынешним, и будущим поколениям. Ещё Аза Михайловна составила карту дорог Приильменья с давно уже исчезнувшими деревнями, хуторами, ветряными мельницами и монастырями. Написала к тому же массу интересных очерков, зарисовок, рассказов о людях, которые живут по соседству, о своих друзьях и родных. И ещё, и ещё, и ещё…

Так назначено судьбой
Отворяю калитку и по широкому двору иду к высокому коттеджу. На пороге радушно встречает хозяйка, а из дома доносится аромат свежеиспечённых блинов, и слышно, как на плите кипит чайник.

– Сначала чайку с морозца выпейте, а потом и разговаривать будем, – решительно заявила Аза Михайловна. Однако беседа завязалась сразу, потому что уже первое сообщение меня сразило, как говорится, наповал. Оказалось, что моя новая знакомая общается с Борисом Кузнецовым, правнуком того самого Ивана Емельяновича Кузнецова, купца 1 гильдии, бывшего владельца многих фарфоровых заводов, в том числе и Бронницкого. Напомню, так по географической принадлежности назывался до революции завод «Пролетарий». Борис Александрович готовит книгу о своём знаменитом пращуре, а сведений сохранилось не так уж много. Аза Михайловна не только предоставила наследнику рода всю информацию о заводе, которую собирала по крупицам, но и подарила подлинную фотографию знаменитого фабриканта. Её исследования тоже войдут в объёмное издание.

Самой же Азе уже по рождению, казалось, было определено связать свою жизнь с фарфоровым производством, ведь на свет она появилась в посёлке Красный Фарфорист Чудовского района за два дня до войны. Своего отца никогда не видела, только по рассказам мамы знает, что прибежал он в роддом, прижал к себе, расцеловал жену и её, малышку, крепко-крепко, а через несколько дней ушёл на фронт. Пропал без вести. И лишь несколько лет назад Аза нашла фамилию отца в областной Книге памяти.

От бомбёжек и артобстрелов мать Клавдия Ивановна, схватив в охапку двоих малолетних сыновей и новорожденную дочурку, бежала прочь. Семья была эвакуирована в Ярославскую область, а после войны поселилась в посёлке Пролетарий. Мама устроилась рисовальщицей на фарфоровый завод. Там же с 14 лет работали и братья Азы. Способности мальчиков сразу же были замечены и их перевели в художественную лабораторию, где наставниками были настоящие мастера живописи. Кстати, впоследствии оба брата стали художниками. И до сих пор стены дома Яковлевых украшают картины их кисти.

– Самые дорогие для меня годы, когда все были живы: мама, братья, муж Виктор, – признаётся с грустью собеседница. – В маленькой коммунальной комнате у нас всегда по вечерам горел свет, вернее, керосиновая лампа. Кто-то читал, кто-то писал, кто-то рисовал. А все вместе мы с удовольствием слушали, как из чёрной тарелки радио звучали мелодии передач «Концерт по заявкам» или отрывки спектаклей в популярной тогда культурной программе «Театр у микрофона»… Я худенькая была, маленькая, но занималась гимнастикой, на коньках лихо бегала, с Бронницкой горы на лыжах летела – только ветер в ушах. Всё мы тогда успевали: и учиться, и дров для школьных печей напилить. И лён тягали, и картошку на полях собирали, помогая колхозникам, и в самодеятельности участвовали. Я, между прочим, пела на школьных концертах. В основном, классику.

Кроме всего прочего, Аза успевала ещё и вести подробный дневник, причём, как я убедилась, даже без помарок. Он хранится как семейная реликвия. Ведь на пожелтевших страницах и первые школьные стихи, и подробные рассказы о том, где выступала школьная агитбригада, когда в Пролетарии наладилось бесперебойное электроснабжение, как грандиозно с музыкой, песнями, расцвеченное цветными гирляндами, отмечалось в посёлке 40-летие Октябрьской революции. Было у юной пионерки и ещё одно любимое занятие, над которым подружки всё-время подшучивали – рыбалка. Она не обращала внимания на усмешки сверстников, ведь сидя у реки с удочкой, так хорошо думалось, мечталось, и сами собой рождались рифмы.

И всё-таки будущую профессию Азы определила мать, которая настояла на участии дочери в заводском конкурсе, на котором руководством завода отбирались способные, перспективные заводские кадры. Члены комиссии попросили претендентку нарисовать, как выглядит в разрезе чашка. Она легко справилась с заданием, а когда непринуждённо и правильно ответила ещё на несколько вопросов, вывод экзаменаторов был единодушным: принять и направить в конструкторское бюро. Молодой конструктор быстро поднималась по служебной лестнице, а когда поняла, что знаний не хватает, поступила на заочное отделение Северо-Западного политехнического института. Пришлось совмещать учёбу с работой и семейными заботами, ведь к тому времени она уже вышла замуж.

Курс на модернизацию
И тогда, как и в настоящее время, слово это было популярным и означало, что нужно идти вперед. Любимой темой для разработок ведущего инженера-конструктора стали газовые сушилки изделий с использованием инфракрасного излучения. Они ей удавались на славу. Чертежи КБ Яковлевой запрашивали даже многие заводы отрасли. С учётом её проектов и на «Пролетарии» были построены новые производственные корпуса, введены в эксплуатацию обжиговые печи непрерывного действия, внедрены оправочные полуавтоматы. Это для того, чтобы края у чашек, блюдец и других изделий были ровными. За вклад в реконструкцию производства Аза Михайловна награждена бесчисленными почётными грамотами, имеет знаки «Победитель соцсоревнования», «Ударник коммунистического труда», орден «Знак почёта», медаль «Ветеран труда». Она действительный член академии Российской словесности и изящных искусств. И прочее, и прочее. Её имя занесено в заводскую Книгу почёта, а фотография – на районную Доску почёта. По обмену опытом она не раз выезжала за границу. Об одной из памятных поездок, в которой, испытывая ноу-хау учёных, нанесла травму немецкому новатору. Случайно нажала не тот рычаг, и резак станка опустился как раз на указательный палец изобретателя. Потом, когда ходила по цехам завода, немецкие рабочие кивали на неё, иронизируя, мол, вот та русская инженерка, которая нашему конструктору «пивной» палец отрезала. Травма, к слову, оказалась небольшой, и через несколько дней русская делегация была в гостях у пострадавшего немецкого коллеги. Все вместе вспоминали «случай на производстве» И шутили: сотрудничество скреплено кровью…». А сама Аза позднее написала про этот случай рассказ.

Пришли иные времена
Надо ли напоминать о том, что 90-е годы стали роковыми для прославленного завода. Сначала произошло акционирование, потом банкротство. Десятки раз объявлялись торги, но хозяина, готового продолжать фарфоровое дело и вкладывать серьёзные средства, так и не нашлось.

– Хорошо что в конце 1997 года конкурсным управляющим стала Татьяна Ивановна Зимина, главный инженер завода, – со знанием дела говорит Аза Яковлева. – Благодаря её требовательности и преданности заводу, терпению рабочих, наш «Пролетарий» продолжал выдавать продукцию, хотя, понятно, что далеко не в прежних объёмах. А в декабре 2008 года завод остановился. Слава Богу, для наших потомков остались прекрасные изделия пролетарских мастеров. Малая часть хранится в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, где в 2011 году открылась новая экспозиция – «Музейный цех фарфора». Яковлева, кстати, оказала неоценимую помощь в создании экспозиции. А больше всего раритетов – в администрации района.

Работать на заводе Аза Михайловна продолжала и будучи уже на пенсии. И не только работать, но и активно участвовать в общественной жизни посёлка. Она – частый гость в Пролетарской школе, ученики которой составили даже летопись её жизни. Проводит уроки по краеведению, давно уже ставшие уроками патриотизма и любви к родному краю.

Всю свою жизнь Аза пишет стихи, а её первая проза – рассказ «Браконьер», родившийся из байки заядлого местного рыболова, победил в номинации «Особенности национальной охоты» в конкурсе, который проводила областная газета «Новгородские ведомости». А вообще её произведения печатаются в газетах, сборниках «Поэты Новгородской области», альманахе Союза писателей «Вече». Книга, написанная в соавторстве с местным краеведом, бардом, инженером завода Владимиром Зиминым «Маяки желанной малой родины» удостоена «Гран-при» в конкурсе, посвящённом 75-летию района. Кстати, в Сольцах, на музыкальном фестивале «Минута славы», дуэт Яковлева-Зимин был удостоен первого места. В 2012 году Аза Яковлева стала членом Российского межрегионального Союза писателей. Но все свои произведения она, прежде всего, отдаёт на суд коллегам из поэтического клуба «Вдохновение». Клуб этот ныне отметит свой 25-летний юбилей. И настоящим подарком для Азы Михайловны стало то, что соратники по перу выбрали её председателем поэтического объединения.

…Вокруг дома Азы Михайловны, кроме сада и огорода, есть и маленький лесок, который посадили вместе с мужем. В этом лесном парке в осеннюю пору она собирает грибы. Тут отлично растут волнушки, сыроежки, подберёзовики. А ещё одно любимое занятие – в бинокль смотреть на речку Нишу, Бронницкую гору и Введенскую церковь. Прекрасный вид открывается прямо из окна. Она уже десятки лет ведёт природный календарь, где отмечает и направление ветров, и температуру, и сроки приливов, ледоставов, ледоходов. Зачем?

– Так жить интереснее! – отвечает.


Наш край живёт века и лета,
Украшен древностью седой.
Он каждый раз встаёт из пепла,
Как птица Феникс, молодой.
Ветрами Ильменя овеян
Мой новгородский милый край.
Трудом и войнами проверен
Живи, твори и процветай.

Я люблю былинный Ильмень
В грозный шторм и штиль зеркальный,
Сколько радости дарил мне
Плёс, костёр, напев печальный.

Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА