Не исключено, что с написанным в этой публикации кто-то не согласится, скажет: «Да что она хочет, чтобы мы вернулись во времена повального дефицита, когда на прилавках была только килька в томате…» Многие не забыли то злополучное время, особенно годы перестройки.
В то время мы испытали настоящий шок, ведь с годами привыкли уже жить по неписаному правилу: на прилавках пусто, а в холодильниках густо, и на столах вполне приличная и, что особенно важно, качественная еда.
В средствах массовой информации часто появляются разоблачительные выступления по поводу пригодности продуктов, которые мы приобретаем в магазинах и употребляем в пищу. Посмотришь, послушаешь, почитаешь разные рекомендации, изобличения, и аппетит, как рукой снимет – не хочется ни рыбы, ни мяса, ни овощей.
На днях прихожу к приятельнице, ещё в прихожей чувствую запах. «Лук жаришь?» – спрашиваю. «Не только, – отвечает она, – вообще-то поджарку из свинины готовлю. Да только странная какая-то свинина, вообще без запаха, а на вид такая красивая». И вновь вспоминается картинка из детства...
Ностальгия домохозяйки
Тёплый летний вечерок. Мы, девчонки со двора, играем «в скачки» – игра в те годы, наверное, самая популярная среди девчонок. Рядом скамейка, где восседают дворовые дамы. Во главе их – Софья Константиновна Фелипсен, человек образованный и особо уважаемый. Внешне она один в один напоминает жену вождя мирового пролетариата и главного наставника советской пионерии, о чём наверняка догадывается и ведёт себя соответственно: покровительствует дворовой ребятне. Софья Константиновна заведует столовой ОРСа (отдел рабочего снабжения), под вокзалом. В годы моего детства и юности в этой замечательной столовой вкусный обед стоил копейки. А ещё туда привозили колбасу, сосиски и сардельки, которые там же и продавали, хоть и в ограниченных количествах. Софья Константиновна с пониманием относилась к своим соседям и, если её просили что-нибудь «оставить», никогда не отказывала.
Дамы беседуют, и я слышу, как Софья Константиновна говорит:
– Наступят такие времена, когда прилавки заполнятся продуктами, только есть это будет невозможно, так как продукты напичкают химией…
Эти слова мудрой женщины прозвучали в середине 60-х годов прошлого столетия. Мы, услышав это, недоумевали: как же можно продавать непригодные для еды продукты?
Время шло. В семидесятые годы и после, вплоть до самой перестройки, чудовцы жили так: каждые две недели, как правило после получки и аванса, кто-то из семейства ехал в Ленинград за продуктами. Время тратили, но зато продукты привозили отменного качества. Это был целый ритуал: в город на Неве ехали нередко компанией, общались в пути. Мне такие поездки нравились. А уж как радовались дети, когда с провизией мы возвращались домой.
Современных детишек, приверженцев фастфудов, удивить чем-либо из съестного практически невозможно, а обрадовать можно разве что посещением пресловутого «Макдональдса». Для нас же самой вкусной едой были мамины голубцы или котлеты. Если их она жарила, то запах шёл на весь подъезд. Соседи наши тоже умели хорошо готовить и, что немаловажно, все всегда угощали друг друга. Наверное, мы жили в другом измерении, когда понятие – помогать друг другу – было нормой взаимоотношений.
Хрюшка Манька
Что чудовцы не покупали в Ленинграде, так это мясо кур и яйца. Их всегда можно было приобрести, если не в магазине, то прямо на складе в совхозе «Коммунар». Ничего противозаконного в этом не было. Руководство организаций, где люди работали, договаривалось напрямую с совхозом, ехали представители и закупали куриц и яйца. Помните ли вы, дорогие земляки, огромные, двухжелтковые, наши «коммунаровские» яйца? Какие они были вкусные!
О коммунаровских хохлатках хочется сказать отдельно. Даже синюшные, по цене рубль пять копеек, которые, как шутили мы, плутали в пути от птичника до склада, были вкусными. Я уже не говорю о бройлерных курицах.
Трудные годы перестройки СПК «Коммунар» сумел не просто пережить, а стал одним из лучших сельхозпредприятий области. Немаловажную роль в успешном его развитии, на мой взгляд, играло то, что здесь производили экологически чистые продукты: мясо, молоко, масло, сметану, творог, сыр адыгейский. Всё это успешно реализовывалось через сеть магазинов, принадлежавшую хозяйству.
Не помню случая, чтобы мои питерские родственники или друзья уезжали из Чудова, не купив коммунаровскую свинину, которая, по их мнению, заметно отличалась от той, что продавалась у них в магазинах. До недавнего времени СПК «Коммунар» снабжал город высококачественной продукцией, и мы испытывали по этому поводу гордость, с удовольствием рассказывая на страницах газеты об успехах хозяйства. Теперь это, увы, тоже в прошлом. С прилавков исчезли некогда популярные и доступные по цене продукты хозяйства. Наш «Коммунар» постигла участь ближайшего соседа, в советское время совхоза-миллионера, «Трегубово», также производившего свинину и выращивавшего овощи.
Почему я назвала эту подглавку «Хрюшка Манька»? Потому что помню, как животных, некогда приносивших прибыль хозяйству, в голодные 90-е стали продавать с молотка. Их можно было купить «живым весом», по бросовой цене. Вот и мы, работники бюро путешествий и экскурсий, договорились и поехали в «Трегубово» за поросёнком. Эту историю я запомнила на всю жизнь. Манька (так мы её сразу назвали) визжала и вырывалась из рук. Свинью было жалко, но кушать хотелось больше. Мясо было очень вкусным. С тех пор больше трегубовской свинины я не ела. Печальная судьба некогда богатого хозяйства хорошо нам известна.
Видит око, да зуб не ймёт
Шли годы. Мы пережили пустоту прилавков, талонную систему, прежде чем наступило наше вожделенное изобилие. Странное дело – крупных хозяйств-сельхозпроизводите-лей в районе нет, а продуктов полным-полно. В мясных рядах на рынке в выходной день глаза разбегаются. Приезжают и частники, и фермеры. Выбор богатый, согласно спросу и материальным возможностям. Цены, конечно, за последнее время увеличились, но без продуктов не обойтись, а потому на предложение всегда есть спрос.
Всё больше становится в городе сетевых торговых предприятий, где можно приобрести всё необходимое. Маленькие магазинчики шаговой доступности переживают не лучшие времена, ведь покупатель идёт туда, где дешевле. О качестве мы начинаем думать во время приготовления пищи. Помню любимую поговорку мамы: «Была бы курочка, а сварит и дурочка». Теперь я с этим не соглашусь – курочки тоже бывают разные. Если раньше мы приобретали их чаще в замороженном виде, то теперь в так называемом охлаждённом. С виду всё замечательно: лежит беленькая такая квочка в упаковке, а приносишь её домой, и, оказывается, что она не только с душком, но при разделке ещё и разваливается на куски. У вас было такое? У меня, увы, неоднократно.
Сразу бывает трудно найти свой путь в современном изобилии потребительского рынка. Вот и приходится ходить по магазинам, выступая в роли вредной старухи Шапокляк, всё выспрашивая и уточняя, не забывая смотреть на срок реализации. Нередко приходится видеть на полках просроченные продукты. Но это только одна сторона медали. Случается, со сроками всё в порядке, а вот условия хранения продуктов не соблюдались, и товар теряет свои качества. Я уже не говорю о разных уловках торговли, когда сроки перебиваются или в последние дни допустимой реализации проводятся так называемые акции, цель которых – быстро распродать залежавшийся товар. Разве мало таких примеров?
«Человек, помоги себе сам!» – это правило, по которому мы должны жить в наших сегодняшних реалиях, в том числе и в сфере потребительского рын-ка. Впрочем, как я уже писала вначале – это всего лишь моя точка зрения рядовой покупательницы и домохозяйки. На данный момент она не слишком оптимистична. Но есть люди, которые это мнение не разделяют.
Заместитель главы администрации района Елена Пешина смотрит в будущее с оптимизмом:
– На сегодня потребительский рынок полностью удовлетворяет запросы населения. Мы постоянно изучаем потребительский спрос. Растёт число сетевых магазинов, и местным предприятиям торговли, конечно, работать становится труднее, но они думают о том, чтобы изучать и внедрять новые формы работы. Есть предприниматели, которые занимаются торговлей, но спрос диктует предложение, поэтому они ещё имеют подсобные хозяйства. Верю, что новое направление работы даст хороший результат.
Николай Антонов – известный и успешный предприниматель в нашем районе. Он не только занимается торговлей, но и выращивает элитные сорта картофеля и овец. Производимые им продукты – экологически чистые. Есть и другие примеры.
Да что говорить, я сама заготавливаю продукты со своего участка и всю зиму живу безбедно. На будущее смотрю с оптимизмом, верю, что хорошего качества продукции у нас в районе будет ещё больше. Она есть и сейчас, и фермеры в этом направлении вносят свою лепту. Мы работаем над новыми перспективными предложениями, которые, я верю, будут реализованы.
Такова точка зрения одного из руководителей нашего района. На этой позитивной ноте мне хочется закончить свою публикацию. Но от наших житейских реалий нам пока не уйти. Поэтому помните: когда идёте в магазин, будьте бдительны, внимательно относитесь к продуктам, которые приобретаете, ведь от этого во многом зависит самое ценное, что есть у нас – здоровье.
Наталья БЕЛОГИНА
Фото из архива редакции
Опубликовано в газете 13 февраля