Сотрудники Тулебельского ФАПа готовы оказать помощь односельчанам в любое время суток
Фельдшерско-акушерский пункт стоит на видном месте. Сюда и захворавшие идут на прием, и ребятня после школы на физиопроцедуры, да и здоровый люд заглядывает — поделиться новостями. Фельдшер Татьяна ШАГИНА говорит, что ФАП для тулебельцев — центр общественной жизни.
По плану — оздоровление
Сейчас пункт обслуживает 580 человек, из которых 133 — дети. Ежемесячный план по приему больных — не менее 234 человек — медики выполняют. Нынешнее здание ФАПа, оборудованное смотровыми кабинетами и физиоаппаратурой, появилось в деревне шесть лет назад по федеральной программе. До этого медики ютились в старом холодном помещении.
— Мы и инъекции делаем, и по домам по вызовам ходим, — рассказывает Татьяна Алексеевна. — Не подумайте, что я сама все назначения делаю. Мы подчиняемся Центру общей врачебной практики, что в Больших Борах. Наш доктор регулярно объезжает все населенные пункты: и в ФАПАх прием ведет, и всех пенсионеров на дому осматривает. На днях мама с младенцем из роддома выписались, так мы сразу пошли их навестить.
Во время беседы в кабинет заглянули женщины, поинтересовались, привезла ли фельдшер из Старой Руссы заказанные ими лекарства. Татьяна Алексеевна достала из сейфа препараты. Мне объяснила, что в пункте соблюдены все условия для хранения лекарств и есть полномочия выполнять функции аптечного пункта.
Физиомедсестра Тамара ИВАНОВА показала свое хозяйство: ингалятор, КУФ, аппарат электрофореза, магнит. Все в рабочем состоянии. И пациентов много. Весной и осенью хронические больные на процедуры идут. Зимой дети после учебы приходят. В этом году пока еще случаев заболевания гриппом нет. Да и не ждут вспышки в Тулебле, так как все ребятишки осенью были привиты.
Вариант для деревни
К ФАПу подъехал «уазик». Врач общей практики Павел ВОДЯНИН заехал обсудить с фельдшером текущие дела, назначить лечение некоторым своим подопечным:
— В Новгородскую область мы с супругой, а она тоже доктор, прибыли из Петербурга. Там мы долгие годы снимали жилье, перспектив получить свое не было. Поэтому решили переехать в деревню как земские доктора и получить миллион рублей по федеральной программе. Год отработали в Любытинском районе, и вот уже два года как работаем в Старорусском. ЦРБ предоставила нашей семье служебное жилье в Руссе.
Утром, пока еду к своему ЦОПу, успеваю большую часть подотчетных ФАПов проверить. Сейчас в моем ведении их семь и 1 600 пациентов. Центр имеет «уазик», поэтому даже в отдаленные деревни регулярно наведываемся.
По словам Водянова, для города центры общей практики не так актуальны и необходимы, как для села: здесь вариант базового учреждения с филиалами — реальная возможность оказывать медицинскую помощь людям.
— Я считаю себя всего лишь помощником фельдшеров — именно они всё про своих пациентов знают, пешком порой десятки километров могут пройти, чтобы больного осмотреть. Кто бы что ни говорил, но без фельдшеров сельскому здравоохранению не выжить, — рассуждает врач. — Но проблема в том, что этих специалистов все меньше становится — пожилые уходят на пенсию. Ну а молодежь, как известно, не спешит в деревню на передовой фланг лечебного дела.
Бумажный вал
По мнению Павла Ивановича, одна из причин нежелания медиков, и не молодых, идти в первичное звено — все увеличивающаяся бумажная работа. Сотрудникам ФАПов после приема и объезда участка приходится часами различные отчеты составлять, вводить данные в компьютерные базы, многие из которых не стыкуются, а то и вовсе дублируют друг друга:
— У специалистов, работающих на селе, ответственность за здоровье пациентов, да простят меня городские коллеги, куда больше. Да, мы сейчас не гоняем людей в город для сдачи анализов — сами берем; есть возможность ЭКГ делать и сразу же передавать в ЦРБ; в Новгород, минуя районное звено, можем направлять людей на консультации в областную больницу. Медик на селе — это универсальный специалист. Иначе и быть не может.
Людмила ДАНИЛКИНА
Надежда ФУФИНА (фото)
Опубликовано в газете 19 февраля