Суббота, 02 ноября 2024

Редакция

Спасательный круг для деревни

Укрепление потребкооперации обеспечит сельских жителей не только качественной продукцией, но и работой

Ещё лет двадцать назад фактически все сельские магазины находились в ведении потребкооперации, в составе которой были ещё заготконторы, овощехранилища, хлебопекарни. А в Новгородской области система потребкооперации была одной из лучших и во многом обеспечивала развитие сельских территорий. Она выстояла и в годы, которые принято называть лихими, стоически перенесла кризис 2009–2010 гг. Но в последние годы её финансовое состояние существенно ухудшилось. Сегодня бизнес в деревнях и сёлах активно развивают частные предприниматели, пришли сюда и «сетевики». А перед напором федеральных сетей с развитым маркетингом, широким ассортиментом и доступными ценами сельмагам устоять оказалось трудно. Но можно. За счёт чего? Ответ на этот и другие вопросы пытались найти участники совещаний, которые по поручению губернатора Сергея Митина прошли во всех районах Новгородской области с участием глав районов и поселений, председателей районных потребительских обществ, руководства Облпотребсоюза, Россельхозбанка, других структур. Не стал исключением и Новгородский муниципальный район, где также на представительном совещании решалось, как упрочить позиции кооперативов, найти свой собственный путь организации торговли, производства конкурентной продукции и, следовательно, поднять сельскую экономику.

Сельпо, открой личико
К сожалению, далеко не всегда лицо сельской торговли выглядит привлекательно, а то и вовсе закрыто от покупателей на замок. В Новгородском районе из 65 магазинов девять не работают. Главная причина, со слов председателя Новгородского райпотребсоюза Светланы Ульяновой, – отсутствие продавцов.

Напомним, что в настоящее время Новгородское райпо ведёт свою деятельность на территории трёх районов: Новгородского, Крестецкого, Батецкого, где торгует, оказывает услуги общепита, делает заготовки. В коллективе 400 человек, зарплата которых по сравнению со средней по району остаётся низкой, хотя за последний год выросла на 13 процентов. В особенности это касается именно продавцов, потому что их заработок напрямую зависит от выручки.

Общая торговая сеть коопторга Новгородского района – это пять специализированных магазинов, 58 – со смешанным ассортиментом, три – автомагазина.

Спасательный круг для деревни– Розничный товарооборот в 2013 году снизился более чем на 18%, и мы потеряли в сумме 58 млн. рублей, –сообщила на недавнем совещании в администрации Новгородского муниципального района Светлана Александровна. – Основные причины заключаются в том, что значительная часть городских магазинов перешла в ведение Облпотребсоюза, некоторые были перепрофилированы в точки общественного питания, большая доля рынка занята «сетями», которым мы проигрываем по многим показателям. Только на территории восьми поселений из 17 отсутствуют магазины федеральных сетей, а в населённых пунктах с численностью свыше трёх тысяч человек работают, как правило, уже два сетевых супермаркета. При этом даже самые мелкие, малонаселённые деревни не остаются без внимания, потому что целью райпо было и есть не просто получение прибыли, а выполнение социальной миссии – обеспечение людей необходимыми продуктами и товарами. Кстати, каждый месяц на вездеходе наши продавцы добираются в деревню Татино Тёсово-Нетыльского поселения, за что местные жители говорят большое спасибо.

Что касается ассортимента, то Ульянова пояснила, что пока Новгородское райпо входило в структуру областного потребительского общества, действительно были проблемы с разнообразием товара. Он закупался централизованно, для всех магазинов при ограниченных средствах. С 1 июля предприятие районной потребкооперации обрело юридическую самостоятельность, хотя и с миллионными долгами и кредитами. Тем не менее, это даёт больше возможностей для лавирования. А то, как товар продаётся, в каких условиях и при каком соседстве хранится, зависит от продавцов.

– Нерадивых наказываем, ответственных, болеющих за своё дело и репутацию магазина, поощряем. Мы обратились к главам городских и сельских поселений с просьбой помочь найти тех, кто готов встать за прилавок, ведь руководители территорий лучше знают своих людей. Готовы даже доставлять продавцов на своём транспорте к месту работы, оплачивать бензин, если будут добираться на личных машинах, компенсировать проезд в автобусах, – заверила председатель райпо.

В то же время Светлана Александровна заметила, что кого попало, тем более людей с пагубными привычками, склонными к воровству, увязших в кредитах, принимать на работу бессмысленно. Введут в растрату или украдут выручку. Самые «горячие точки», которые обозначила на торговой карте района Ульянова, – Борковское, Пролетарское, Ермолинское, Бронницкое поселения. Там в последние годы под замком стоят несколько магазинов потребкооперации. Всего на конец года в райпо было закрыто девять магазинов. Один – в деревне Толстиково, правда, открыли в декабре после косметического ремонта, ставшего результатом взбучки, полученной от губернатора. В планах райпо вскоре начать торговлю в деревне Хотяж, а в деревню Чайка, до той поры, пока не удастся найти продавца, будет ходить автолавка. По предварительным прогнозам, Новгородское райпо в этом году сократит убыток в торговле на шесть миллионов рублей. Розничную сеть предполагается сохранить и открыть ещё пять торговых точек в деревнях Рышево, Новониколаевское, Чайка, магазин №14 в селе Бронница, 4-й автомагазин на трассе Мшага – Савино. Кроме того, в десяти магазинах деревень Борки, Дорожно, Гостцы, Слутка, Дубровка, Завал, Тёсово будет проведён косметический ремонт. И ещё есть надежда или даже мечта у Светланы Ульяновой: построить современный магазин в деревне Чечулино, где нет пока ещё федеральных сетей и, значит, есть резервы для успешной торговли. Но воплощение этой идеи станет возможным только благодаря участию в региональной программе «Развитие потребительской кооперации в Новгородской области на 2014–2016 годы». Если всё задуманное получится осуществить, то районной потребкооперации уже не стыдно будет показать своё «лицо».

Прилавок на колёсах
С супермаркетами сельпо тягаться не просто – факт. Однако в отдалённых деревнях, там, где проживает всего несколько человек, они ни при каких обстоятельствах свои «сети» закидывать не будут. У сельчан одна надежда – автолавки. Зимой, когда дачники – основное население небольших живописных деревенек, перебираются в тёплые городские квартиры и деревенские дома пустеют, автолавки не приносят дохода. Скорее, даже их работу можно назвать убыточной. В среднем товарооборот на маршруте – 5–7 тысяч рублей в день, что не покрывает издержек на бензин, зарплату водителя, который выполняет и обязанности продавца. Летом выручка в разы больше.

Ежедневно по утрам, плотно загрузив свои фургоны, от складов в Броннице отправляются по своим маршрутам три автолавки. Местные жители наизусть знают расписание мобильных магазинчиков и поджидают их. К одной из таких автолавок «прицепом» увязались и мы, чтобы лично убедиться, что есть и предложение, и спрос. Нашим путеводителем в этот день стал Сергей Русаков, который вот уже 15 лет доставляет сельчанам продукты и всевозможные товары под заказ.

Спасательный круг для деревниПо заснеженной дороге следуем курсом Замошье – Прилуки – Новое Село – Глебово. Уверенно выкручивая баранку на снежной и скользкой колее, водитель охотно рассказывает, как ему работается. Он знает своих покупателей по именам и бакалейные предпочтения за многие годы тоже изучил. Старается учитывать, когда комплектует продуктовый багаж. Не скрывает и то, что на сельских путях-дорожках тоже без конкуренции не обходится. Колесят, говорит собеседник, по деревням на «ГАЗелях» частники, предлагая консервы, черствеющий хлеб, крупы, на качество которых жители деревень часто жалуются. Не брезгуют лавочники на колёсах торговлей спиртным сомнительного свойства – по лояльным, так сказать, ценам...

– Но у нас есть свои верные покупатели, которые знают, что плохого не предложим, – констатирует доброжелательный мой попутчик.

… За разговорами незаметно пронеслись километры. И вот уже вдали показались ладные домики с покатыми крышами, особняки, похожие на средневековые замки. В привычном месте фургон остановился, и сигнальный гудок сообщил: приехали! Первым, радостно виляя хвостом, к машине подбежал поджарый чёрный пёс. Он, как потом мне рассказали, любимец и охранник всей деревни. Хозяйка на зиму уезжает в город – сельчане его подкармливают. Хоть и не покупатель, зато благодарный потребитель и любитель полакомиться тем, что обязательно привозит для него Сергей. Мокрый февральский снег шел, не переставая, назойливо лепился к тяжёлым железным весам, которые Сергей привычно установил в готовности отпускать товар.

– Ну и погодка, – качает головой продавец. – Может никто и не придёт…

Однако уже через несколько минут к прилавку подтягиваются местные жители, в основном, преклонного возраста.

– Вам что, девушка, – добродушно улыбаясь, спрашивает Сергей одну из старушек, первую из маленькой очереди. Девушками он, кстати, всех бабушек называет. И такому обращению они, кажется, весьма рады.

– Мне хлеба и колбаски помягче, ну той, какую ты в прошлый раз привозил, Серёженька. Молока дай ещё. Того, что подешевле, и в коробке, в которой дольше хранится. А то смогу ли выйти в следующий раз, не знаю. Приболела маленько.

– Поправляйтесь, девушка, скорей. Не хворайте. А я ещё сегодня и печенья вашего любимого привёз…

– Ну давай печенья тоже, – охотно соглашается покупательница и протягивает продавцу кошелёк.

Не отсчитывать деньги, а отдавать свои кровные пенсионные продавцу прямо в кошельке – тут в порядке вещей. Сергею Русакову доверяют безоговорочно. Торговля идёт своим чередом. Кто-то покупает корм для кошек, кто-то рыбу, предварительно осведомившись, крупна и свежа ли, а иным мясо требуется.

К слову, перевозить замороженные продукты позволяют специально оборудованные в фургоне лари-морозильники. Однако не исключена вероятность того, что летом эти вместительные камеры изрядно опустеют. Всё дело в том, что сейчас потребителям предлагается мясо, закупленное в разных крестьянских хозяйствах района. А с 1 мая продавать мясо домашнего убоя будет запрещено, так как начнёт действовать новый технический регламент о безопасности пищевой продукции. Этот регламент предусматривает определённые требования безопасности к продуктам и связанные с ним условия производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, маркировки и упаковки продукции. Чтобы этим требованиям соответствовать, нашему райпо придётся организовывать свой убойный пункт, на который крестьяне будут привозить свою скотину. Эту новость, кстати, на том же районном совещании по развитию потребкооперации озвучил председатель областного комитета ветеринарии Андрей Козин. Он порекомендовал поскорее организовать убойный пункт, например, в деревне Ермолино. Чуть отвлекаясь, скажу, что оптимизма это сообщение у председателя райпотребсоюза не вызвало. В прогнозах – сельчан тоже по этому поводу сквозит пессимизм.

Мало того, что за убой нужно будет платить, ещё придётся нанимать машину, чтобы доставить животных на скотобойню. Крестьянину всё это вылетит в копеечку, а ведь уже сегодня поросята и бурёнки встречаются на частных подворьях всё реже.

Зато качество мясной продукции выиграет – стоят на своём специалисты ветеринарии и Роспотребнадзора. Может быть, получится организовывать мобильные убойные пункты, чтобы не «Гора – к Магомеду, а Магомед – к горе»…

Следующая наша остановка в Прилуках, где Сергею пришлось открывать свой магазинчик дважды. Сначала в середине деревни, аккурат напротив крепкого деревянного дома, откуда вышла, опираясь на тросточку, улыбчивая бабуля. Анной Матвеевной, как выяснили, зовут.

– За что же вам честь такая, ведь прямо к крылечку автолавка подкатила? – спрашиваю.

– А потому что я самая старая тут – старожилка. Всю жизнь живу в этой деревне и в этом доме. Мне уже 86 годочков.

– Не верится, вон какая довольная улыбка на лице, на щеках румянец.

– А что мне грустить? Пока живёшь, радоваться надо, – отвечает.

Покупатели все, что хотели, приобрели, кормильца своего Сергея Русакова похвалили за вежливость и внимание. И мы снова тронулись в путь. Но уже метров через сто фургон притормозил. Оказывается, здесь, на краю деревни, живут люди, которым и за порог выйти сложно, не то что прошагать пару километров. Одна из старушек захотела купить картошки, так Сергей сетку подхватил и до дома доставил. Другой покупательнице торф под посадку рассады в долг дал, потому что уверен, в следующий приезд отдаст селянка деньги. Ну что поделаешь, не было у неё в этот раз нужной суммы. А рассада ждать не будет…

Проехали мы с Сергеем несколько деревень, и везде автолавку ждали и в один голос говорили: без этого магазина на колёсах, не обойтись. Выручка в этот день была хоть и небольшой (всего пять тысяч рублей с хвостиком), зато настроение у водителя, как обычно, было отменным. Он, в этот промозглый день, был словно напитан теплом и добротой простых деревенских людей, которым доставил пусть небольшую, но всё-таки радость. Одно только огорчало моего собеседника – плохие дороги, по которым в непогоду не проедешь, не пройдёшь. Деревни Льзень, Осмоево, Кружилово могли бы и вовсе остаться без продовольственного снабжения, но и туда автолавка приходит. Выручает председатель СПК «Урожай» Сергей Голубев, предоставляя трактора, как тягловую силу.

Спасательный круг для деревниПосовещались и решили
Безусловно, автомагазины для сельчан, особенно живущих в глубинке, – палочка-выручалочка. А для Новгородского райпо – постоянный приток средств, составляющий в товарообороте 20%. Но всё же основной доход районная потребкооперация планирует получить от аренды и продажи неиспользованного имущества. В прошлом году удалось реализовать его на 10 млн. рублей. А также предполагается увеличивать прибыль за счёт общественного питания.

– Мы надеемся добиться прибыльной работы в общественном питании за счёт увеличения объёмов деятельности на 23%, открыть две дополнительные точки общепита в посёлке Панковка и при администрации Новгородского района, а также и впредь активно использовать такие формы продажи, как ярмарки, выставки, дегустации. Уже сегодня участвуем, где только можем. Предусматриваем увеличение выпуска хлебобулочных изделий, в частности, кондитерских. Нашу продукцию, например, новоселицкий хлеб, хорошо знают.

Об этих намерениях Светлана Ульянова заявила на совещании в администрации района и получила поддержку главы Анатолия Швецова и других участников тематического собрания. Однако руководителю районной потребкооперации было рекомендовано больше развивать бытовые услуги, расширять заготовительную деятельность, проводить акции, предоставлять скидки постоянным покупателям по примеру сетевых магазинов. И ещё был совет: делать ставку на эксклюзивную местную продукцию, которой в супермаркетах днём с огнём не найдёшь.

… На базу автолавка вернулась ближе к вечеру. Как признался Сергей, в летнее время рабочий день длится и того больше – до самых сумерек. Но и сегодня у него осталось совсем немного времени на отдых – ведь завтра его фургон вновь отправится по одному из привычных маршрутов – туда, где его всегда ждут.

Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА