Суббота, 02 ноября 2024

Редакция

Битва Масленицы с Постом

Гуляет по Пестову Масленица. Апогей настанет в Прощёное воскресенье, когда на городской площади, напротив кинотеатра «Россия», будут жарить и есть блины, кататься на лошадях, лазать на столб за петухом и т. д. Это последние весёлые дни перед великим постом – временем покаяния, молитв, раздумий, ограничений в мясной и молочной пище. Не хочет уходить зима, не желает прощаться с весельем разлакомившийся мясоед, не торопится он уступать место аскезе и плачу о грехах… Наверное, именно по-этому в последние дни так широко провожали уходящую залихватскую жирную масленицу во все времена и во всех странах.

В средневековых Франции и Нидерландах центральным эпизодом последнего дня карнавала была весёлая битва между Масленицей и Великим Постом. Знаменитая картина Брейгеля старшего «Битва Масленицы и Поста» 1559 года на эту тему — истинная фольклорная энциклопедия с драгоценными деталями, пространная «хроника» масленичных гуляний. На переднем плане тучный и наглый король карнавала, или просто Карнавал, вступает в сражение с тощей бесполой фигурой — олицетворением Поста. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружён вертелом – «копьём». На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Копчёная свиная голова — ритуальное масленичное блюдо; в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Карнавал оседлал винную бочку, водружённую на салазки и спереди украшенную свежим окороком, прибитым ножом. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом — паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты, разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости — отбросы «жирной кухни». Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. Под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках… Если под эгидой Карнавала опиваются хмельным зельем, объедаются мясной и жирной пищей, увлекаются азартными играми, предаются любовным радостям и т. д., то со стороны Поста в правой части картины царит совсем иное — «великопостное» настроение. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду, довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность. Здесь охотно подают милостыню нищим слепцам и убогим. Измождённый и унылый Пост, увенчанный пчелиным ульем (напоминание о чистой пище небесного происхождения — мёде постных дней; улей — символ умеренности, прилежания и верности христианской церкви), выезжает на шутовской турнир с деревянной лопатой пекаря вместо копья, в другой руке он держит пучок сухих прутьев, образ бесплодия. «Колесницу» Поста — платформу на колёсиках — тащат монах и монашка, чахлые, бледные, хмурые. Антитеза разгульному веселью — жизнь серьёзная и созерцательная. Художник-морализатор, обладавший поразительной бытовой зоркостью, воспринимал карнавал как трагикомедию земного существования с его безумными, не знающими меры крайностями, светлыми и теневыми сторонами, но с ударением на трагические и горькие аспекты бытия: бедность, увечья, неизлечимые болезни. Церковь противостоит кабаку, умерщвление плоти, молитвы и труды милосердия не вяжутся с грешными удовольствиями глупцов.

АРЧИБАЛЬД АРЧИБАЛЬДОВИЧ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА