Задавались ли наши уважаемые читатели вопросом: удобно ли чувствуют себя в нашем городе люди с ограниченными возможностями?
Многие пестовчане наверняка обратили внимание на то, что за последние несколько лет некоторые городские присутственные места обзавелись пандусами, предназ-наченными для проезда инвалидных колясок. Причиной тому послужили изменения в законодательстве страны, а также разработанные и запущенные сначала на федеральном, а затем и на региональном уровне программы «Доступная среда» (в частности, в Новгородской области — долгосрочная областная целевая программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы), для реализации которых в бюджетах различных уровней заложены миллиарды рублей. Кроме того, 27 апреля 2012 года Совет Федерации ратифицировал конвенцию о правах инвалидов, утверждённую резолюцией 61/106 генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.
Так в сердцах людей с ограниченными возможностями появилась надежда, что их жизнь изменится к лучшему. Спору нет, в крупных российских городах для их комфортной жизни созданы условия, на что выделены поистине колоссальные деньги, но до глубинки средства не дошли — видимо, порастерялись где-то в пути.
Конечно, пандусы — далеко не единственная проблема — для того, чтобы обеспечить действительно «доступную среду», необходимо выполнить огромный комплекс мероприятий, но именно оборудованные пандусы стали единственными видимыми новшествами. А посему наш корреспондент решил проверить, пригодны ли они для того, чтобы попасть в социальные учреждения, расположенные хотя бы в центре города.
Для осуществления этого, можно сказать, «эксперимента», я добыл коляску с символическим названием «Надежда». Вместе с Михаилом Рогалевым, редактором газеты, который посредством фотоаппарата увековечил мои попытки «взобраться» на рукотворные высоты, мы приступили к делу. Начали с пандуса центральной аптеки, что на улице Вокзальная. Даже на первый взгляд я оценил свои шансы заехать туда как нулевые.
Но ради того, чтобы полностью убедиться в этом, всё же сделал попытку. Как и предполагалось, мне, молодому здоровому мужчине, не удалось преодолеть даже метра — колёса коляски просто застревали в нерасчищенном снегу, к тому же уклон оказался явно крутоват. Не удалось заехать даже с посторонней помощью, к тому же выяснилось, что дверь, ведущая с пандуса в аптеку, оказалась закрытой…
Следующим пунктом нашей проверки стало здание администрации городского поселения. К сожалению, провалилась и эта попытка. Кроме того, что пандус не имеет перил, он таит в себе и существенный конструктивный недостаток. Дело в том, что он представляет из себя две стальные направляющие. Передние колёса коляски попали в эти, так сказать, колеи, а задние провалились между ними. Попутно возник немаловажный вопрос: с какой целью у дверей установлена кнопка вызова специалистов пенсионного фонда, если колясочник без посторонней помощи не может до неё добраться?!
Затем мы решили проверить — смогут ли люди с ограниченными возможностями самостоятельно попасть на приём к главе района. Как выяснилось, конструкция пандуса, установленного перед дверьми здания районной администрации, выполнена по той же технологии, что и в городской — задние колёса коляски опять-таки провалились между «колеями», хотя пандус там, следует отметить, оснащён перилами.
Последними пунктами нашего исследования стали сравнительно недавно построенные здания «Новобанка» и «Бизнес-центра». Первый из них стал единственным социальным учреждением, куда по пандусу удалось самостоятельно подняться, а с посторонней помощью (сидя на коляске, невозможно открыть дверь) – даже за-ехать в само здание.
«Бизнес-центр», хотя и строился по современному проекту (который обязан соответствовать нормам САНПИНА и ГОСТА), с пандусом явно подкачал, ввиду несоответствия утверждённым законодательством РФ стандартам. Кроме того, что он оснащён перилами только с одной стороны, оказалось, что сердобольные владельцы здания перекрыли проезд сигнальной ленточкой, возможно, чтобы кому-нибудь на голову не упал с крыши снег. По этому поводу возникает резонный вопрос — а зачем вообще здание оснащено пандусом, если не предусмотрено соблюдение правил безопасности?
Впрочем, кроме вышеозначенных частных вопросов, возникает и более общий, подводящий итог всему нашему «эксперименту», — с какой, собственно, целью здания, особенно муниципальные, оснащаются такими, с позволения сказать, «пандусами», на что потрачены деньги из бюджета? Только для того, чтобы отчитаться перед вышестоящим руководством? В таком случае, куда смотрят контролирующие органы? Если мы живём в правовом обществе, то должны выполнять требования в полном объёме, а не ради «галочки».
Полагаю, вряд ли кто поспорит со следующим утверждением: каждый гражданин России, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, имеет те же права, что и все остальные. Так почему же своим бездействием власти лишают наиболее беззащитных членов общества этих самых прав? И как, в таком случае, они трактуют понятие «доступная среда»?
Константин Кимеров
Фото Михаила Рогалева