Суббота, 13 сентября 2025

Редакция

История двух вокзалов

Согласно историческим данным, у Чудовского железнодорожного вокзала есть «брат», не близнец, но очень похожий, «дитя» одного архитектора Бориса Лорберга, автора около двадцати проектов зданий в столице и за её пределами.

Спроектированные автором  в 1875-1877 г.г., несколькими годами позднее будут построены два известных железнодорожных вокзала. Один в Чудове Новгородской губернии, другой в Осташкове Тверской губернии. Длина каждого из вокзалов  была 70 метров, ширина 17 метров, высота с парапетом около 10 метров, Чудовский вокзал украшен шестью зубчатыми парапетами.  

Сегодня отреставрированное здание Чудовского вокзала выглядит довольно презентабельно, чего нельзя    сказать о вокзале в Осташкове.

Город Осташков расположен на берегу южной части озера Селигер, в 190 км от Твери. Население – около 19000 человек. Железнодорожный вокзал – местечко тихое. Движение   там   редкое. Ходят прямые поезда на Санкт-Петербург и Москву.  Вокзал приписан к Бологое-Полоцкой железной дороге. Раньше здесь действовала узкоколейная железная дорога Осташковского торфопредприятия. Сейчас в основном приезжают туристы и любители Селигера.

История у Осташкова богатая. Много памятников истории и культуры.   Городом является с 1770 года.   Некоторые жилые дома сохранились с конца XVIII века. Причём,  в них живут до сих пор.

В центре  Осташкова  находится Знаменский монастырь – одна из двух обителей города. Собор монастыря датируется серединой XVIII века, перестроен в конце XIX. Интересен тот факт, что   в нём также можно обнаружить большое сходство с Чудовским храмом иконы Казанской Божией Матери. Рассказывая об Осташкове, хотелось бы упомянуть ещё об одном любопытном историческом факте, связанном с   железной дорогой.

История двух вокзаловВ начале 1910-х годов известная тверская предпринимательница, владелица целлюлозно-бумажной фабрики   Юлия   Кувшинова задумала строительство железной дороги, желая соединить два крупнейших уездных центра – Торжок и Осташков. Но разрешение на строительство железной дороги можно было получить только при условии, что длина предполагаемого маршрута составит не менее 100 километров. Расстояние между городами было значительно меньше. И для того, чтобы получить законное право на строительство железной дороги, Кувшинова спроектировала путь не в виде прямой, а в виде изогнутых линий. Тем самым, необходимые 100 километров были набраны. Работы велись около 10 лет. Новая власть отнеслась к проекту предпринимательницы лояльно, и в начале 1920-х годов тишину вековых валдайских лесов нарушил первый паровоз.

Сегодня Торжок – Осташков является уникальным маршрутом, железнодорожники называют его «железнодорожным заповедником» и «музеем под открытым небом». Здесь сохранилась и находится в действии практически вся железнодорожная атрибутика минувшего века: до сих пор сохранились и действуют семафоры и жезловые аппараты, ручные стрелки с «флюгарками», переездные деревянные шлагбаумы. Дежурные по станции передают и принимают у помощников машинистов жезлы, дающие поезду право занять перегон.

Возвращаясь к автору проекта  чудовского железнодорожного вокзала и вокзала в Осташкове  Борису Эрнстовичу Лорбергу, нельзя не сказать о том, что за свои многочисленные заслуги в качестве архитектора департамента железных дорог Министерства путей сообщения России в 1875 году   он был награждён орденом Святого Владимира  четвёртой степени,  вместе с женой и детьми был удостоен потомственного дворянства.

Анна ВИНОГРАДОВА
Фото автора и из Интернета

Опубликовано в газете 6 марта

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА