Согласно историческим данным, у Чудовского железнодорожного вокзала есть «брат», не близнец, но очень похожий, «дитя» одного архитектора Бориса Лорберга, автора около двадцати проектов зданий в столице и за её пределами.
Спроектированные автором в 1875-1877 г.г., несколькими годами позднее будут построены два известных железнодорожных вокзала. Один в Чудове Новгородской губернии, другой в Осташкове Тверской губернии. Длина каждого из вокзалов была 70 метров, ширина 17 метров, высота с парапетом около 10 метров, Чудовский вокзал украшен шестью зубчатыми парапетами.
Сегодня отреставрированное здание Чудовского вокзала выглядит довольно презентабельно, чего нельзя сказать о вокзале в Осташкове.
Город Осташков расположен на берегу южной части озера Селигер, в 190 км от Твери. Население – около 19000 человек. Железнодорожный вокзал – местечко тихое. Движение там редкое. Ходят прямые поезда на Санкт-Петербург и Москву. Вокзал приписан к Бологое-Полоцкой железной дороге. Раньше здесь действовала узкоколейная железная дорога Осташковского торфопредприятия. Сейчас в основном приезжают туристы и любители Селигера.
История у Осташкова богатая. Много памятников истории и культуры. Городом является с 1770 года. Некоторые жилые дома сохранились с конца XVIII века. Причём, в них живут до сих пор.
В центре Осташкова находится Знаменский монастырь – одна из двух обителей города. Собор монастыря датируется серединой XVIII века, перестроен в конце XIX. Интересен тот факт, что в нём также можно обнаружить большое сходство с Чудовским храмом иконы Казанской Божией Матери. Рассказывая об Осташкове, хотелось бы упомянуть ещё об одном любопытном историческом факте, связанном с железной дорогой.
В начале 1910-х годов известная тверская предпринимательница, владелица целлюлозно-бумажной фабрики Юлия Кувшинова задумала строительство железной дороги, желая соединить два крупнейших уездных центра – Торжок и Осташков. Но разрешение на строительство железной дороги можно было получить только при условии, что длина предполагаемого маршрута составит не менее 100 километров. Расстояние между городами было значительно меньше. И для того, чтобы получить законное право на строительство железной дороги, Кувшинова спроектировала путь не в виде прямой, а в виде изогнутых линий. Тем самым, необходимые 100 километров были набраны. Работы велись около 10 лет. Новая власть отнеслась к проекту предпринимательницы лояльно, и в начале 1920-х годов тишину вековых валдайских лесов нарушил первый паровоз.
Сегодня Торжок – Осташков является уникальным маршрутом, железнодорожники называют его «железнодорожным заповедником» и «музеем под открытым небом». Здесь сохранилась и находится в действии практически вся железнодорожная атрибутика минувшего века: до сих пор сохранились и действуют семафоры и жезловые аппараты, ручные стрелки с «флюгарками», переездные деревянные шлагбаумы. Дежурные по станции передают и принимают у помощников машинистов жезлы, дающие поезду право занять перегон.
Возвращаясь к автору проекта чудовского железнодорожного вокзала и вокзала в Осташкове Борису Эрнстовичу Лорбергу, нельзя не сказать о том, что за свои многочисленные заслуги в качестве архитектора департамента железных дорог Министерства путей сообщения России в 1875 году он был награждён орденом Святого Владимира четвёртой степени, вместе с женой и детьми был удостоен потомственного дворянства.
Анна ВИНОГРАДОВА
Фото автора и из Интернета
Опубликовано в газете 6 марта