Три туристических маршрута Новгородского района с каждым годом всё больше привлекают любителей активно-познавательного отдыха.
Напомним, что в августе 2012 года на базе Пролетарского районного дома культуры было образовано новое учреждение «Музейное объединение» в составе: д. Завал – Музей-мельница, д. Наволок – этнографический музей, краеведческий Музей земли Бронницкой. Основная цель его создания – оптимизация музейной деятельности с учетом требований современной туриндустрии.
Как рассказала директор Пролетарского дома культуры Светлана Иванова, чтобы действующие в районе маршруты стали известны широкому кругу людей, на сайте областного туроператора разместили красочную рекламу этих объектов. Кроме того, интересной изюминкой маршрутов стали тематические культурные программы, проводимые силами работников музеев и артистами домов культуры ближайших поселений.
На одной из таких интегрированных экскурсий мне посчастливилось побывать. В этот день в Серговском доме культуры ждали 50 школьников из гимназии «Новоскул» Великого Новгорода. Пока гости ехали, директор Дома культуры Раиса Кушина рассказала, как обычно проводится подобное мероприятие:
– Музей «Мельница» в деревне Завал, что расположена в 1,5 километрах от Сергова, уже давно пользуется заслуженным интересом у туристов. Причем, если ещё несколько лет назад сюда приезжали в основном новгородцы, то теперь среди экскурсантов есть гости из соседних регионов и даже из ближнего зарубежья. Наша задача – к познавательной экскурсии непосредственно в музее присовокупить развлекательное мероприятие, участниками которого могут стать сами экскурсанты. В зависимости от времени года, мы разрабатываем тематическую программу с элементами фольклора. Поскольку сегодня экскурсия проходит в дни празднования Масленицы, мы придумали игровую программу, в которой ребятишки смогут познакомиться с традиционными масленичными обрядами и обычаями, играми, а также поучаствуют в сожжении Масленицы и полакомятся блинами. Проведение таких мероприятий – это дополнительная статья доходов в наш скудный бюджет. Мечтаем благоустроить территорию вокруг Дома культуры, чтобы не стыдно было принимать гостей, да и в помещениях хорошо бы сделать современный ремонт.
Наконец, большой экскурсионный автобус остановился напротив Дома культуры. Ребятишки один за другим с весёлым гомоном выскочили на деревенский простор. Одна группа маленьких экскурсантов отправилась пить чай с блинами, а другая в сопровождении учительницы продолжила маршрут к Музею-мельнице.
Мне приходилось бывать на экскурсиях не единожды, и, как я помню, этот процесс раньше был везде примерно одинаковый – экскурсовод рассказывал об объектах, входящих в маршрут, увлечённо сыпал именами и датами, а все участники действа молчали, спешно переваривая информацию. А в конце на предложение экскурсовода задавать вопросы. напряжённо пытались сообразить, что бы такое спросить и не оконфузиться? В итоге большинство благодарно кивали головами, и экскурс благополучно заканчивался. Нет, конечно, встречались на моем пути и действительно талантливые экскурсоводы, но таких было очень немного. Поэтому, отправляясь на экскурсию вместе со школьниками, я первым делом подумала: «Как ребятишки воспримут её? Не будут ли уныло стоять, поглядывая по сторонам?» Но мои опасения оказались напрасными. Увиденное и услышанное искренне порадовало.
Экскурсовод и директор Константин Столяров сразу уточнил, что в этом музее все предметы можно трогать руками, изучать конструкцию и задавать вопросы по ходу экскурсии. Это разрешение, как мне показалось, детворе пришлось по душе, и они не преминули им воспользоваться. На первом этаже – короткая информация о том, для чего вообще существует мельница. Среди ребятни оказались вундеркинды, опережая гида, один мальчишка сразу объявил: «Муку молоть». Не было предела радости первоклашек, когда им предложили покрутить жернова и получить горстку муки собственного помола. Работа оказалась не из лёгких, и малыши, поглядывая на покрасневшие ладошки, оценили, насколько тяжёл крестьянский труд. Я думаю, один такой наглядный урок принесёт знаний школьникам больше, чем несколько часов утомительного сидения за партой. А с каким воодушевлением они потом рассматривали, перебирали пальчиками зёрна пшеницы, ржи, овса и льна! Особенно понравились ребятне скользкие, шелковистые семечки льна. Я думала, что для таких малышей будет достаточно и экскурсии на первом этаже, но нет, интерес не угасал, они храбро начали карабкаться по крутым деревянным ступенькам на второй этаж, где представлена экспозиция крестьянского быта. И опять же некоторые из них удивили своими познаниями. Когда экскурсовод показал длинную узкую доску с поперечными зазубринами и спросил о её назначении, рядом стоящий мальчик уверенно ответил: «Это утюг» Да, именно таким приспособлением наши предки гладили свою одежду. Оказывается, смышленый первоклассник ходил с мамой в этнографический музей и очень хорошо запомнил этот предмет домашнего быта наших предков. Напоследок Константин предложил всем задумать желание и три раза пробежать вокруг мельницы, заветных желаний было так много, что все долго не могли остановиться. Учительница и экскурсовод терпеливо ждали – пусть выплеснут энергию. Но всё же пора было возвращаться в Дом культуры, где ждали блины и горячий чай.
С лакомством дети расправились быстро, чувствовалось, что нагуляли аппетит. А перекусив, выбежали во двор. Молодая учительница Анна Борисовна с трудом успевала следить за непоседливыми подопечными. У неё это не первый набор первоклашек. Невольно сравнивая, она отметила: «Очень активные, энергичные и сообразительные ребятишки. Работать с ними, с одной стороны, интересно, а с другой – очень трудно». Между тем детвора облепила небольшой памятник Ленину, который, на удивление, до сих пор стоит во дворе Дома культуры. На мой вопрос: «Кто стоит перед вами?» ответа не получила, что, впрочем, и следовало ожидать. Худенькая большеглазая девочка прочитала надпись на постаменте: «виленин». Учительница строго заметила, что она забыла про знаки препинания, все хором перечитали, получилось: «В.И. Ленин», но правильное прочтение ничего не изменило, кто этот дяденька с поднятой рукой и чем он знаменит, дети не знали.
– Ничего удивительного, этого в школе они ещё не проходили, – разговорилась учительница, – в молодых семьях уже даже о войне некому рассказать, не то, что о вожде мирового пролетариата. У меня был дедушка, который воевал, хорошо знал историю, интересно рассказывал, а у этого поколения дедушки, бабушки молодые, так что не думаю, что они будут рассказывать своим внукам о «дедушке Ленине», другое время.
Наконец, вернулись с экскурсии остальные ребятишки, и все дружно переместились на игровую поляну, где их уже ждали весёлые скоморохи и красавица Зима, с которой им предстояло проститься. Праздник закончился. Довольные и немного уставшие от впечатлений первоклашки побежали к автобусу, а я успела спросить одного из мальчиков: «Понравилось?» По счастливой ответной улыбке поняла – понравилось!
Уже собираясь уезжать, подумала: «Хорошее мероприятие, артисты – молодцы, экскурсовод тоже был на высоте, но что-то не так!» И только проезжая возле полуразрушенных коровников на повороте к Сергову, поняла, не хватает ухоженности окружающих музей территорий.
Понятно, что ранняя весна – не самое лучшее время для экскурсии, природа ещё не радует глаз яркими красками, но стены сгоревшей в прошлом году начальной школы, расположенной как раз рядом с игровой площадкой у Дома культуры, пейзаж явно не оживляли. Поэтому, если мы действительно хотим, чтобы наши замечательные памятники архитектуры продолжали привлекать туристов, и не только российских, но и избалованных красотами и удобствами зарубежных, не пора ли навести вокруг идеальный порядок? Ведь всё-таки встречают по одёжке, а потом оценивают всё остальное.
Не секрет, что решение этого вопроса, как и многих других, упирается в нехватку средств. Но, если делать ставку на развитие в районе сельского туризма, выход-то все равно искать придется. Может быть, объединить людей и провести в окрестностях старинной мельницы всеобщий районный субботник? Наверняка найдутся энтузиасты, болеющие за свою малую родину.
А как думаете вы? Желаете поделиться – звоните в редакцию газеты по телефонам: 974017, 76-60-35.
Врезка: В 2012 году музей в Броннице посетили 766 человек, в Наволоке – 1094 , в деревне Завал – 55 (открыт с августа 2012 года), а уже в 2013 году число экскурсантов увеличилось вдвое, среди них были туристы из США (штат Колорадо) и группа ребятишек из далёкой Якутии.
Евгения АБАШЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 13 марта