Всякое благое дело должно начинаться с молитвы. С этих слов протоиерея Александра Ранне и общей молитвы в храме святителя Николая начались вторые Сретенские образовательные чтения.
В ПРОШЛОМ ГОДУ, когда идея только зарождалась, чтения носили, главным образом, краеведческую направленность. Ныне круг вопросов, предложенных для обсуждения, расширился, но красной нитью встречи в деревне Городищи стала широко отмечаемая дата – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, не только чудотворца, основателя Троице-Сергиевой лавры, но и великого патриота своей страны.
Открывая чтения, их организатор о. Дмитрий (Шкодник) подчеркнул их образовательное значение. Среди участников были постоянные прихожане из нескольких церквей Новгородской и Ленинградской областей, но основную аудиторию составила маловишерская интеллигенция: работники культуры, библиотекари, педагоги. И это неспроста. С недавних пор в школах у четвероклассников появился новый курс, точнее – три курса, на выбор детей и их родителей: «Основы светской этики», «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур». В прошлом учебном году последняя тема привлекла двоих детей, этикой заинтересовались 72 школьника, но больше всего слушателей курса «Основы православной культуры» – 105 человек.
Общество в состоянии ставить и решать масштабные задачи лишь тогда, когда у него есть общая система нравственных ориентиров – уважение к родному языку, культурным ценностям, к памяти своих предков. Одной из задач целевой программы «Патриотическое воспитание населения Новгородской области на 2011-2015 годы» является создание условий для изучения истории и культуры региона и России, участия в сохранении исторического и культурного наследия. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане. Конечно же, ценности каждого ребёнка формируются прежде всего в семье. Но системно и последовательно развитие и воспитание личности происходит именно в школьной среде, которая на многие годы становится вторым домом для растущего гражданина.
«Сретенскими» чтения, кстати, назвал председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации (изучения основ православной веры – В.Б.) протоиерей Александр Ранне. И дело тут не столько в календарной привязке к Сретению Господню, которое православные отмечают в середине февраля, сколько в глубочайшем смысле праздника – встреча с Богом. «Сретенские чтения, – сказал о. Дмитрий, – это площадка, они могут быть и образовательными, и историко-краеведческими, и молодёжными. И священники, и учителя наравне с родителями призваны «кормить детей здоровой духовной пищей».
Обсуждая тему преподавания основ православной культуры в школе, наверное, неправильно всё сводить к религиозному воспитанию детей. Курс является образовательным и в не меньшей степени светским, чем история или литература. С другой стороны, все мы рано или поздно пытаемся разобраться в наиболее важных вопросах поиска смысла жизни. Кому-то курс православной культуры, приобщение к которой произошло в нежном возрасте, наверняка поможет найти верные ориентиры в будущем.
Живая память России
Преподобный Сергий Радонежский, его жизнь и деяния, уверен протоиерей Александр Ранне, в трудные для страны времена делают нас единым народом. Подобные юбилейные встречи проходят по всей стране, люди пытаются почувствовать величие того подвига, который совершил некогда преподобный Сергий, примиряя удельных князей, благословляя русские рати на подвиг освобождения Руси от иноземных покорителей.
Вспоминая нашу историю, мы должны осознать, что родились как нация, как народ не в колыбели революций, а в купели тысячелетнего крещения. Чтобы понять нашу историю и извлечь из неё достаточные уроки, православную культуру необходимо знать в первую очередь. Без этого не постичь подоплёку поступков всех наших правителей, какими бы разными они ни казались – Александр Невский, Дмитрий Донской, Иоанн Грозный, Пётр Первый... Ведь помимо человеческих страстей у них у всех было своё понимание веры и стремление служить Отечеству.
В нашей истории было много хорошего и много плохого, много геройства и много зла. Когда мы погружаем ребёнка и самих себя в эту историю, нужно понимать, что достойно памятников и чему памятники ставить нельзя. Сегодняшняя система образования пока далеко не свободна от тех стереотипов, что сложились за 70 лет, в основании которых лежало атеистическое мировоззрение. Самое главное в воспитании – привести ребёнка к осознанию своей ответственности за собственную судьбу и свою душу, свой внутренний мир.
Иного не дано?
Александр Ранне был участником недавних всероссийских Рождественских чтений в Москве. Вместе с другими религиозными деятелями он полагает, что изучение основ православной культуры только в четвёртом классе не решает нравственной задачи, которая на него возложена. Даже с методической точки зрения это нерационально – учитель возвращается к теме лишь раз в четыре года и профессиональная подготовка в какой-то мере теряет свой смысл. Сейчас Церковь в лице её высших иерархов выступает с инициативой расширения преподавания этой дисциплины на весь курс средней школы.
По мнению отца Александра, на новгородской земле другие модули, входящие в курс ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики), бессмысленны. Светская этика – половинчатый предмет, дающий определённые поведенческие стереотипы, которые человек должен воспринимать из жизни. Основы мировых религиозных культур, считает священник, – вовсе не для четвероклассников. Поверхностное знакомство с иудаизмом, мусульманством, буддизмом и другими религиями так размывает представления ребёнка о мире, что потом его просто невозможно возвратить в свою собственную культуру. Тогда уж родителям лучше выбрать для своих маленьких школьников курс светской этики. Наша ментальность так или иначе связана с русской традицией, с православием. Вот хотя бы наблюдения за природой: зима – Рождество, весна – Пасха, лето – Троица, осень – Покров. Это наша культура, её смысл.
В Москве деятели церкви говорили и о дошкольном образовании. Верующие семьи, полагают они, могут написать заявления с просьбой организовать для своих малышей православные кружки в детских садах. Отец Александр уверен, что воспитание детей в христианских традициях в дошкольных учреждениях и школах благотворно сказывается и на семьях в целом, помогая взрослым обрести какую-то устойчивость в жизни, если родители умные и не начинают спорить с детьми со своих атеистических позиций.
Церковь сейчас всё больше и больше говорит о необходимости системы православного воспитания, начиная от детского сада, через школу к высшему образованию. Спорить с этой идеей никто из собравшихся на чтения не стал, хотя наверняка не все в зале были внутренне готовы к столь всеобъемлющему влиянию религии на образование.
Предмет веры
Очень интересным, хотя весьма неоднозначным, был доклад клирика храма Спаса Нерукотворного Образа в Конюшенном переулке Санкт-Петербурга и преподавателя биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Константинова «Христианское понимание биотехнологий».
Коль скоро речь идёт о важности православного образования в школе, то возникает определённое противоречие между ним и атмосферой доминирования разного рода технологий, которая присуща нашему времени.
Для многих это может быть проблемой: на одном уроке речь идёт о Дарвине и обезьянах, на другом – о Христе и душе. Как соединить в сознании молодых людей эти, казалось бы, конфликтные моменты? По мнению отца Константина, конфликт – кажущийся, преодолимый, если учитель не зациклен на однажды приобретённых стереотипах.
Открытие ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота – молекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы жизни организмов – В.Б.) в середине прошлого века позволило заглянуть в сокровенные тайны механизмов работы клетки. Внутри каждой(!) клетки есть описание этой клетки и всего организма. Геном человека был прочитан учёными. Но откуда взялся этот текст? Пусть написанный не на русском, не на английском, а на своём особом языке. Получается, что этот продукт разума существовал ещё до появления человечества. Кто же тогда его автор? Вот вам и пример того, как современные знания могут не конфликтовать с религиозным мировоззрением.
Но, имея такие знания, мы невольно получаем инструмент, сравнимый по мощности чуть ли не с атомной бомбой. Человеку даётся возможность создавать новые тексты, новые существа, вмешиваясь таким образом в промысел Всевышнего. Неправильная этическая оценка этих знаний, уверен протоиерей Константин Константинов, способна привести к уничтожению людей. Поэтому биоэтика (нравственная оценка биотехнологий) в наше время приобретает колоссальное значение.
У науки и религии, как все мы помним со школьной скамьи, всегда были свои счёты. Но некоторые моменты этих разногласий напрямую касаются обычных людей. Православная Церковь, которая с некоторых пор весьма ладит с государством, кардинально разошлась с ним во мнении об экстракорпоральном оплодотворении. Демографическая проблема в России стоит остро, для многих семей отсутствие детей является трагедией. ЭКО дарит надежду, уже миллионы детей появились на свет благодаря этой технологии соединения женской и мужской клеток в пробирке, а не в утробе матери. Государство поддерживает это направление медицины. Церковь же несколько лет назад в своей социальной концепции зафиксировала своё сугубо отрицательное отношение к ЭКО. Главный довод: для оплодотворения берётся несколько яйцеклеток, они все оплодотворяются в пробирке, но не все возвращаются в женский организм. А для христианина извечной тайной является момент, когда душа вселяется в тело. Как же тогда быть с бессмертной душой? Этими же самыми аргументами руководствуется Церковь, заявляя и о недопустимости абортов.
Отец Константин призвал участников чтений не относиться бессмысленно к появлению новых технологий, которыми так богато наше время. Хотя против использования их, например, для лечения больных людей, Церковь не возражает.
Но непонятного, наверное, осталось всё же много. Например, не окажутся ли верующие в проигрыше по сравнению с неверующими в отношении возможности иметь детей. Геном – это уже человек или только его план? В повседневной жизни мы редко задумываемся о мировоззренческих вопросах. Тем интересней и важней встречи, дающие пищу уму и сердцу.
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора
Опубликовано в газете 14 марта