Разговор на углу Школьной и Гоголя:
– Чёрт, очки не взяла, полные глаза пыли…
– И чего не убирают? Снега давно нет.
– Да кому тут убирать…
Подобные диалоги в нашем городе с апреля по октябрь – многолетняя традиция. В этом году пыль с песком понеслась раньше из-за того, что осень плавно перетекла в весну. Но всё же фирма, получившая подряд на уборку снега, успела израсходовать толику запасённого на случай гололёда песочка. Вместе с тем, что разбрасывали на дороги и год, и два назад, он лежит у редких в нашем городе бордюров, вдоль всех дорог и на обочинах, обещая прохожим и автомобилистам локальные пыльные бури на весь грядущий сезон. В общем, всё как всегда. И от этого грустно.
Нет, конечно, попытки поддерживать в городе порядок предпринимаются. В мае прошлого года в районной администрации появился отдел городского хозяйства. Его сотрудники ведут неравную борьбу с мусором; с теми, кто его разводит; с теми, кто его вовремя не убирает. Но сказать, что положение дел значительно изменилось к лучшему, было бы большим преувеличением. Да, центральную площадь и аллею вдоль неё сотрудники «Зенита» стараются прибирать, собирают они мусор и на некоторых других улицах. Прошлым летом была предпринята безнадёжная попытка ликвидировать залежи песка и пыли вдоль дорог. Безнадёжная уже потому, что городские дороги измеряются десятками километров, а весь арсенал десятка уборщиков – совковые лопаты и мётлы. Машина со щёткой (появляется в лучшем случае два раза в сезон) тоже вопроса не решает: ну раскидала она песок и пыль по сторонам, а ветер тут же потащил эту смесь дальше.
Тротуары – вообще особая статья. Сколько лет все мечтали, чтобы появилась пешеходная дорожка на забитой транспортом улице Гоголя: теперь уже не сразу догадаешься, что под толстым слоем песка и пыли скрывается светленькая плитка. Старый (а кое-где и новый) асфальт на тротуарах уже вполне можно засевать травой во многих местах на улицах Революции, Лесной, Набережной, Мерецкова. Прохожие, спасая обувь, но рискуя собой, выходят на проезжую часть, благо в прошлом году при поддержке губернатора Митина нам несказанно повезло с ремонтом дорог.
Но и тут не всё просто. Да, конечно, если власти не спустят это дело на тормозах, подрядчики будут обязаны устранить свои огрехи – на дорожные работы существует гарантийный срок. (Огрехи в разных местах видны уже невооружённым глазом. А уложить асфальт так, чтобы осевая линия не превращалось тут же в «осевую щель», видимо, не всем дано. Пример –Кузьминская улица, где асфальт не продержался и четырёх месяцев). Но есть ведь и другие дороги, которые тоже нуждаются во внимании. На Набережной от пересечения с Полевой в сторону Весёлой Горки – слава дорожникам! – асфальт продержался много лет, но теперь на нём появились отдельные ямки по той же осевой. Их бы сейчас качественно заделать – и дорога ещё постоит. В такого рода дорожной «скорой помощи» есть нужда и в других местах. Неужели нужно ждать, пока всё развалится, потом составлять сметы, просить деньги, проводить конкурсы (это занимает несколько месяцев – уже проверено в 2012 и 2013 годах, причём, чем меньше сумма контракта, тем дольше не найти подрядчика)?
Точно такая же волокита возникает при проведении любой мало-мальски значимой с финансовой точки зрения работы. Надо спилить аварийные деревья – объявляется конкурс. Надо выловить бродячих собак – объявляется конкурс. Надо разобрать полусгоревшую развалину – история та же. Нет никакого сомнения, что законы задумываются исключительно во благо, но русская классика так и лезет на язык – про бумагу и про овраги.
Эта же система позволяет выигрывать конкурсы и аукционы фирмам, не располагающим ничем, кроме стола, стула и авторучки. Свежий пример – петербуржцы, которые будут отвечать за строительство ФОКа в Вишере. Эта же система, если копнуть, в какой-то мере мешает нам дышать чистым воздухом на городских улицах. Сами посудите, стали бы вы покупать или брать в лизинг машину-пылесос, другую технику на один сезон, если нет никакой уверенности, что вы и в следующий раз получите подряд на уборку улиц? В мегаполисах такой проблемы, может, не существует, но в небольших городах…
Год назад глава района Николай Маслов (с темы благоустройства начинается практически каждое аппаратное совещание в администрации) в одном из интервью говорил, что у муниципальных властей очень мало рычагов воздействия на частные фирмы, даже проверку провести не всегда возможно. Вероятно, с такой проблемой сталкиваются во всех муниципалитетах.
Интернет позволяет заглянуть в управленческую кухню любого региона. Вот в Хвойной (самый чистый райцентр области) огорчаются, что в штате МУП городского хозяйства маловато сотрудников, а то бы клумбы-звёзды и клумбы-шары появились ещё там-то и там-то. МУП «Городское хозяйство» в Торжке занимается механизированной уборкой этого райцентра Тверской области. МУП «Санитарная очистка и благоустройство» в Нефтекумске не только улицы убирает, но и собак отлавливает. МУП «Городские дороги плюс» в Саратовской области ремонтирует тротуары, занимается вертикальным озеленением и много ещё чем. МУП «Городское хозяйство» в Минусинске вывозит мусор, содержит дороги, обслуживает объекты регулирования автодорог. МУП «Городское хозяйство» города Партизанска на Дальнем Востоке занимается уборкой территории, декоративным садоводством, обслуживает кладбища, выполняет специализированные строительные работы, ремонтирует автомобили и далее по списку. Конечно, по 44-му федеральному закону в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд всё построено на системе контрактов. Муниципальные предприятия тоже должны участвовать в аукционах и конкурсах, если хотят получить какой-то подряд и по своему уставу способны его выполнить. Но всё-таки муниципалитет приобретает определённые преимущества – может надеяться на подрядчика, которого, образно говоря, знает в лицо.
В прошлом году в районе появилось своё предприятие водоканализационного хозяйства. Все уже в области к тому времени поняли, что объединение коммунальщиков в «Новжилкоммунсервис» было ошибкой. Но начинать новому старому предприятию пришлось практически с нуля. Конечно, хотелось бы, чтобы оно встало на ноги и превратилось в мощную организацию. Но пока вопросами благоустройства загружать его вряд ли целесообразно: за день бывает по десятку прорывов в сетях – с ними бы справиться, хозяйство-то досталось не ахти. Да и основное имущество, несмотря на «развод», пока остаётся у областного банкрота. Такой вот парадокс.
Не слишком радостная судьба пока у районных дорожно-эксплуатационных предприятий, объединённых системой «Новгородавтодора». Речь об их оснащении современной техникой ведётся несколько лет, но ближняя ли это перспектива? А ведь живучими островками старых дорог мы обязаны именно своему ДЭПу, он когда-то неплохо справлялся. Если пофантазировать, на его базе наверняка можно было бы организовать серьёзное муниципальное предприятие, способное решать многие городские проблемы. Тем более что сейчас для этого появились особые основания.
Строительство скоростной автомобильной магистрали М11 наш район затрагивает напрямую. Работы на участке продолжатся, как минимум, три года. По железной дороге в город будут поступать материалы для стройки. По некоторым подсчётам, из тупика в западной части Вишеры через город в направлении Бурги за сутки будет проходить до 400 тяжёлых машин в одну и в другую сторону. Можно представить себе нагрузку на дороги и на инфраструктуру вообще! Если это так, то нужно уже сейчас приводить в порядок тротуары по улицам Революции и Гоголя (в её начале) – по проезжей части при таком потоке далеко не пройдёшь. Нужны оборудованные пешеходные переходы в нескольких местах. Наконец, кто-то должен присматривать за самими дорогами. Конечно, компания, которая ведёт строительство, дала обещание восстановить их потом за свой счёт, но постоянного обслуживания никто не отменял. У ДЭПа такой опыт есть. Да и у района, имей он собственное муниципальное многопрофильное предприятие, были бы основания вкладывать какие-то средства в его техническое оснащение, а то так и придётся нам до скончания века глотать пыль на улицах.
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора
Опубликовано в газете 21 марта