Довольно давно животноводческий цех ЗАО «Садко» не снискал лавров и был далёк от верхних строк в итоговых сводках. Было время, когда здесь стоял вопрос об элементарном выживании молочного производства. Особенно это было справедливо по отношению к ферме д. Дубровка. Но, похоже, времена меняются.
На фундаменте славной истории
Вообще-то здешние края знавали и другие, более тучные времена. В своё время знатно котировался по всей округе колхоз «Путь к счастью», чьи доярки щеголяли мастерством и рабочими показателями. Став правопреемником, ЗАО «Садко» поначалу вполне держало марку. Особенно это касалось именно старой Дубровской фермы, где Ольга Гончарук с подругами не один год держались в районных лидерах. Она с юных лет помогала на ферме матери, передовой доярке Марии Курлене. А потом практически буквально переняла у неё трудовую эстафету. Теперь она здесь, почитай, ветеран - исчисление животноводческого стажа ведёт с 1992 года. Подруги тоже подстать. У Ольги Шороховой (её больше знают как Матвееву) опыта не меньше, только в Дубровке трудится с 2000 года. Почти в те же сроки пришла сюда и Валентина Гришенина.
А проблемы здешние, как ни парадоксально, стали следствием прогресса. Да, да, беды начались, когда в соседней Городне запустили в работу современный молочный комплекс с беспривязным содержанием скота. Там и условия другие, и доильный зал с установкой «ёлочка», и коровы подобраны. С той поры и повелось – лучший скот в Городню, а в Дубровку – по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже». Здесь скапливались все плохонькие да «грязные» по лейкозу бурёнки.
Не было бы счастья, да несчастье помогло…
Словом, три года назад Дубровская ферма форменным образом загибалась. В силу создавшейся ситуации и доярки стали пытать счастье на стороне. Лишь Ольга Гончарук, как исконно местная, не делала «лишних телодвижений», оставаясь верной своей стезе. Да ещё технику-осеменатору Тамаре Осиповой приходилось по старой памяти брать в руки доильный аппарат. Руководство хозяйства тоже оказалось, словно на перепутье. Финансы «пели романсы». Решали, что делать с фермой – то ли тёлок поставить, то ли откорм организовать. Перед нынешним новым годом вообще встал вопрос: а не прекратить ли деятельность акционерного общества? Надо сказать, особого единства по этому поводу не получалось. Гендиректор сельхозпредприятия Агадулах Курбанов и его заместитель по производству Сергей Резник – не только руководители, но и основные акционеры. То бишь, совладельцы. И именно Сергей Яковлевич нутром опытного зоотехника чуял, что ферму в Дубровке в распыл пускать нельзя. Что она себя ещё покажет. Что грех пренебрегать таким наследием в условиях молочной специализации. Что, наконец, именно эта специализация держит хозяйство на плаву. А тут и Божий промысел подоспел, не иначе: женщины, работавшие на ферме, стали как одна возвращаться. И главное – вовремя. А то ведь приходилось даже из неблизкой Удраи доярку на работу доставлять.
Сравнительно и показательно
И настала пора поступательного движения вперёд. Пусть и небольшими шагами. Такого рода производственный ренессанс – дело нескорое. Постепенно меняется стадо. Искусственное осеменение, должным образом организованное Тамарой Осиповой, приносит зримые плоды. Семя от быков-улучшителей голштинской породы закупается в известном Невском племобъединении. Третий год в Дубровке продолжаются мероприятия по программе оздоровления дойных животных от лейкоза. Теперь в результате постепенного ввода первотёлок в стаде осталось лишь полсотни РИД-положительных коров. Конечно, и это немало, но где взять рычаги большего ускорения? И что делать, если в мае, как обещают, вступит в действие новый техрегламент по молоку? Конечно, прекращение приёма молока от здоровых в принципе, но РИД-положительных животных, породит проблемы с валом продукции. Телятам столько не выпоить.
Сейчас в ЗАО «Садко» содержат 240 дойных коров. На ферме в Дубровке всего 170 голов КРС, из которых 134 коровы. Остальные – три десятка тёлок да нетели. Основные доярки здесь – Ольга Гончарук и Валентина Гришенина, на подмене трудится Ольга Широкова. На руках у каждой – полсотни с лишним бурёнок. В сутки с фермы вывозят более 1,6 тонны продукции. То есть, на каждую корову в среднем приходится почти 13 килограммов. В былые времена за такого уровня зимние надои награждали. Да и теперь, если учесть дистанцию до современных «продвинутых» производств, дубровские результаты вызывают уважение. Для сравнения, в «Верном пути» надои на корову опускались зимой до 4,5 кг. Это теперь у них пошли отёлы, и показатели поднялись до 7,4 кг. В СПК «Красная Звезда» похожая картина – 7, 2 кг.
«По старинке» не значит отстой
Конечно, и в Городне работают прилично. Руководство хозяйства чтит трудовой вклад тамошних животноводов: доярок Елены Ильвес, Алевтины Гришениной, Беснары Мамедовой, подменной Татьяны Лукиной, телятницы Екатерины Лукиной и сливача Елены Герасимовой. Но всё же постепенно производственные показатели дубровских подруг-соперниц стали перекрывать городенский уровень. Хозяйство ежедневно отправляет на масложирзавод «Порховский» порядка 2600 килограммов молока. Так вот на Дубровку из этого количества приходятся «львиные» 1600 кг. Хотя, как сами доярки говорят, на городенском комплексе все коровы чистые по лейкозу и, что называется, с четырьмя сосками. И труд в Дубровке не в пример тяжелее. Здесь ведь многое по старинке, той же доильной «ёлочки» нет. В какой-то мере, это даже сыграло дубровским животноводам на руку. Беспривязное содержание скота, практикуемое в Городне, далеко не во всём оборачивается плюсом. Даром, что ли, в передовом ООО «Передольское» давным-давно отказались от такой «технологической вольности» и даже не гоняют скот на пастбище? В каждом стойле животные получают поистине индивидуальный подход. Видел бы кто-нибудь, как возится со своими подопечными Валентина Гришенина! Это особенно важно при работе с нетелями и молодыми коровами. Каждой первотёлке обеспечивается «точечное» воспитание. Не секрет, что раздой коров - наука тонкая.
Парни, парни, в этом ваша сила…
На встречу с коллективом Дубровской фермы мы приехали вместе с заместителем начальника отдела сельского хозяйства администрации района Нелей Орловой. По ходу беседы в комнате для отдыха Сергей Резник рассказал нам, что нынешний кормовой рацион здесь вполне сбалансирован. Каждая дойная корова находит в кормушке вдоволь сена, по 5 кг комбикорма, 35 кг – силоса и 5-6 кг – пивной дробины, доставляемой из Питера. Ну и, как водится, мел, кормовая соль. Заработная плата у животноводов – порядка 14 тысяч рублей. Может, по нынешним временам и негусто, зато за счёт подменной доярки женщины имеют восемь выходных дней в месяц. Если уж кто и пашет «без выходных и проходных», так это кормач Дмитрий Гришенин, муж Валентины. Но о нём особый разговор. Вообще, семейственность в таком коллективе только на благо. Вот и дневной скотник Николай Поляков – отец Валентины. Забот у него хоть отбавляй – навоз надо убрать, проходы подмести, опилок подсыпать. Ночной его напарник Леонид Герасимов ещё и навоз транспортёром удаляет да к тому же сторожит. А сливач Анатолий Герасимов хозяйничает в молочной, следит за оборудованием. Так что мужская часть коллектива представлена весомо.
Как поспевать за троих
Но всё-таки, по общему мнению, самая главная здесь персона – Дмитрий Гришенин. И не только в силу большого перечня обязанностей, а прежде всего из-за отношения к делу. Дояркам с лихвой хватает трудов, чтобы подоить, попоить коров да задать комбикорм. Всё остальное, почитай, - забота кормача. Его гружёная доверху тачка – самый привычный элемент трудового пейзажа. На его месте здесь в прошлом году два человека едва справлялись. Не выдержали. Потом, было, один приезжий сгоряча попробовал этого «хлеба» но быстро ретировался. Да, Дмитрий получает 24 тысячи рублей. Но он их истинно зарабатывает. Машины с кормами приезжают периодически. То есть, 14 тонн каждый месяц надо разгрузить и складировать. А потом ещё мешки поднести дояркам, затарить ёмкости в нужном объёме. Безотказность, хозяйственность и стремление всё делать на совесть счастливо уживаются в этом молодом человеке. И ничего здесь наигранного, подставить своё плечо – естественный для него позыв. Даже когда не просят. Например, когда приезжают ветврачи, он им во всём – первый помощник. А вообще-то Дмитрий хороший механизатор, и душа его рвётся в поля. Тут он, похоже, нашёл взаимопонимание с Сергеем Резником, когда тот начал рассуждать о перспективах хозяйствования. Помимо оздоровления стада путём усиленного ввода первотёлок, ремонта здания фермы и благоустройства территории Сергей Яковлевич отметил необходимость возрождения культурных пастбищ. Тут Дмитрий его горячо поддержал, вызвавшись в одиночку перепахать нужные угодья: «Только дайте команду, в кратчайшие сроки управлюсь». В самом деле, все окрестные пастбища давно выродились, их никто не пахал больше десяти лет! Такой важный фактор упускать из виду никак нельзя.
***
Пока мы беседовали, подступило время обеденной дойки. Можно было не смотреть на часы – с фермы уже доносилось требовательное мычание. «Заболтались мы тут. Слышите, кормилицы голос подают, комбикорма хотят, - улыбнулись доярки и поспешили к своим подопечным. И всё для них продолжилось по заведённому кругу. Тому самому, где жизнь и работа счастливо неразделимы.
Олег ЧЕРКАШИН
Фото автора
д. Дубровка
Опубликовано в газете 20 марта