Суббота, 02 ноября 2024

Редакция

Бюджеты - без стратегии, стратеги - без бюджета

Более четырехсот нарушений выявили сотрудники Контрольно-счетной палаты Солецкого муниципального района в результате проведенных проверок.

О деятельности Палаты рассказала ее председатель Евгения Попова. Отчет прозвучал на расширенном заседании Думы Солецкого муниципального района 27 февраля и вызвал интерес не только у депутатов, но и у других присутствующих там лиц.

-В 2013 году было проведено 60 мероприятий: 56 экспертно-аналитических и 4 контрольных, которые и являются наиболее значимыми, - говорит Евгения Анатольевна. - Это проверка целевого использования средств бюджета Солецкого городского поселения, выделенных на организацию работы городской бани в МБУ «Солецкое городское хозяйство» за 2012 год. Проверены бюджетные средства в сумме 1337 тыс. рублей. Среди прочих нарушений обнаружено отсутствие документов по оказанию банных услуг, подтверждающих объем полученной выручки и произведенных затрат за период с 8 февраля по 30 апреля 2012 года.
Проведена проверка эффективности выполнения полномочий администрации Солецкого муниципального района по управлению и распоряжению земельными участками с целью увеличения доходов, поступивших в местный бюджет за 2010-2012 годы. Проверены бюджетные средства в сумме 284,7 тысяч рублей. Как итог: порядок ведения имущества в Едином реестре муниципального имущества Солецкого района не разработан. Не активизирована работа по использованию программного комплекса. Не ведется работа по списанию задолженности по арендной плате за землю с предприятий, признанных банкротами.

Нецелевого использования бюджетных средств в 2013 году не выявлено.

 

Проведена проверка по вопросу законности и результативности использования средств дорожного фонда Новгородской области, средств бюджета Солецкого муниципального района, направленных на осуществление дорожной деятельности за 2012 год и текущий период 2013 года в Солецком городском поселении. Проверены бюджетные средства в сумме 6789.4 тысячи рублей. Из недостатков: представленный Перечень автомобильных дорог общего пользования не содержит балансовой стоимости. Инвентаризация автомобильных дорог не проводилась. Порядок ремонта автомобильных дорог не разработан. Обследование дорог с составлением актов контрольных осмотров не проводилось. Как не проводилась по всем заключенным договорам в 2012 году и приемка заказчиком выполненных работ и составление «Актов приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги». Оценка уровня содержания автомобильных дорог не производилась.

В своем блоге губернатор Новгородской области Сергей Митин пишет: «Работа счетной палаты способствует эффективному использованию бюджетных средств в наиболее социально-значимых отраслях: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и другие. На территории области работает около 70 тыс. бюджетников, и от того, как будет наполняться и насколько грамотно расходоваться бюджет, зависит благосостояние большинства новгородских семей. Бюджет является одним из основных элементов управления территориями. Сотрудники Счетной палаты, кроме областного бюджета, осуществляют контроль за муниципальными бюджетами, за расходованием средств на конкретных территориях. И это тоже очень важно, поскольку Президент России требует он нас, чтобы каждая территория, каждый субъект, каждый муниципальный район эффективно распоряжались теми ресурсами, которые у него есть – и финансовыми, и материальными».

 

Проверка целевого использования средств бюджета Солецкого городского поселения, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Проведение капитального ремонта муниципальных жилых помещений в Солецком городском поселении на 2012 год», явилась переходящий на 2014 год. Проверены бюджетные средства в сумме 857,5 тыс. рублей. Установлены: отсутствие контроля выполнения мероприятий Программы, отсутствие обоснований формирования Плана капитального ремонта муниципальных жилых помещений в Солецком городском поселении на 2012 год, отсутствие гарантийного срока на качество выполненных работ в одном из договоров.

- Контрольно-счетной палатой было предложено разработчикам программ привести документы в соответствие, - продолжает Евгения Анатольевна.- Основная проблема - несбалансированность параметров муниципальных программ по целям, срокам, источникам и объемам. Вместо использования инструментов стратегического бюджетного планирования мы получили обычные бюджетные заявки на финансирование, зачастую не связанные с общими целями и задачами муниципальных программ.

К сожалению, к нам пока еще не относятся серьезно. И на сегодняшний день органами местного самоуправления предложения Контрольно-счетной палаты не реализованы. Как исключение: ответ на два представления, который на днях поступил от администрации городского поселения. А относиться к предписаниям данного органа стоило бы с вниманием. И не только потому, что неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа муниципального образования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 2 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей. В первую очередь, из уважения к налогоплательщикам. Контрольно-счетная палата сама по себе «удовольствие дорогое»: только в 2013 году на ее содержание было выделено более восьмисот тысяч рублей. И хотелось бы, чтобы это был по-настоящему действенный орган, не носящий оттенка формальности.

Стоит сказать, что Контрольно-счетная палата осуществляет свою работу по планам, сформированным, в том числе, и с учетом предложений главы Солецкого района и Думы Солецкого муниципального района. Например, проверку организации работы городской бани инициировал глава района Юрий Сычев. Вопрос о бане как о некой «эстафетной палочке», которая от жилищно-коммунального хозяйства перешла в МБУ, не только актуальный, но и наболевший. Еще пару лет назад переход учреждения в «Солецкое городское хозяйство» был воспринят с энтузиазмом. Однако вновь зазвучали песни о бане, как о тяжелом бремени. Складывается впечатление, что сколько бы средств на баню ни выделяли, насколько бы тариф ни увеличивали, все равно этот социально-значимый объект висит непосильной ношей, которую бюджету не потянуть. И дело не в повышении тарифа (с нового года посещение помывочного отделения стоит 95 рублей с человека), а в полнейшей модернизации.

Интерьер бани не меняется годамиКомментирует заместитель главы администрации городского поселения Виталий Павленко:
- Состояние муниципальной бани удовлетворительным можно назвать только с натяжкой. Она продолжает функционировать, но налицо потребность в проведении косметического ремонта, ремонта крыши, каменки, требуется замена лавок, тазов и т.д. От многих жителей города слышно недовольство о повышении тарифов на оказание банных услуг. Люди говорят о том, что якобы тарифы повысили, а качество услуг осталось на прежнем уровне. Но нужно понимать, что основные расходы по содержанию бани составляют платежи за отопление, горячую и холодную воду. А тарифы на эти услуги за последние три года с момента последнего увеличения платы на оказание банных услуг повысились более чем значительно. И даже после повышения тарифов баня не перестала быть убыточной. Администрация поселения на дотации работы бани в 2012 году выделяла порядка 800 тыс. рублей, в 2013 – 1 миллион 300 тыс., а в 2014 году требуется уже не менее полутора миллионов рублей, что составляет более 10% всей доходной части бюджета поселения.
Действительно, баня лежит очень тяжелым бременем на местном бюджете, но это социально-значимый объект, куда многие горожане ходят не только помыться, а хорошо попариться и провести время. На мой взгляд, таких - большинство.

На сегодняшний день есть два пути решения «банной» проблемы. Первый путь –поддерживать работу бани и продолжать увеличивать бюджетные расходы на ее содержание, забирая средства с ремонта дорог, многоквартирных домов, благоустройства. Мне кажется, это бесперспективный путь. Мы не имеем никакого морального права неэффективно расходовать и так невеликие бюджетные средства.

Мы видим другой путь решения проблемы. Это установка стационарного газового котла в бане. В данном случае необходимы крупные, но единовременные затраты на проектирование и монтаж газового оборудования. Они составят порядка полутора – двух миллионов рублей. Но в этом случае бюджетные дотации сократятся более чем наполовину. Кроме того, мы не видим смысла содержать два отделения бани, одно из которых не работает. Возможно предоставление в аренду второго отделения коммерческим структурам для организации работы бани с улучшенным качеством услуг, возможно, сауной, бассейном при инвестировании данных проектов. Естественно, посещение данного заведения будет стоить не сто рублей. Но сохранение социальной цены для муниципального отделения и сохранение самого отделения сомнений не вызывает. Сегодня администрация поселения проводит работу по изысканию средств для реализации данного проекта.

А вообще было бы неплохо оценивать работу органов местного самоуправления не по среднеобластным показателям, а по состоянию социально-значимых объектов, которые еще остались в их ведении: той же бани, муниципальных зданий, жилого фонда, рынка, наконец… Но куда удобнее собрать статистику и говорить на языке цифр, который мало кому понятен.

Татьяна ИЛЬИНА
Фото автора

Опубликовано в газете 20 марта

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА