Большие горизонты очень малых судов
28 марта у Клуба юных моряков, находящегося на окраине города, оживленнее обычного. Автобус с пометкой «Дети», несколько машин, снующая туда-сюда ребятня. Холодный ветер несёт по улицам фантастические клубы пыли, поодаль, на поверхности неглубокого, захламлённного водоёма неспокойная рябь. И всё же даже эта недовода несколько уравновешивает пейзаж: КЮМ без воды — совсем печальная история.
Тем более когда на повестке дня соревнования по судомоделированию.
Спортсмен готов!
Больше всего Старорусский КЮМ похож на машину времени, которая была сконструирована где-нибудь в середине 80-х, но сразу после создания сломалась и уже никогда не отправится в будущее, то есть в наше время. На тусклых стенах комнат КЮМа видавшие виды вымпелы, карты под солидным слоем пыли, рабочий инструмент, на партах, помятых тисками, мощный, знакомый всем и каждому слой зелёной и синей учрежденческой краски. Подоконники завалены деталями судов, инструкциями по их сборке и чем-то ещё, не поддающимся описанию. Хотя кое-где видны и приметы времени — заваренный, но недоеденный доширак, пачка активно рекламируемого сока.
Но главное, что читается по внешнему виду интерьера, — живут в нём насыщенной, полной, интересной жизнью и над застывшим в интерьере временем если и задумываются, то разве что философски.
Посередине одной из комнат КЮМа красуется мелкий бассейн: 4,5 метра в длину и не более метра в ширину. С помощью поплавков он поделен на сектора. С одного конца бассейна сидит мальчишка с большущими глазами и фиксирует место причала судов, с другой кюмовцы, которые после обязательного «Спортсмен готов!» любовно провожают в заплыв модельку, сделанную своими руками.
Вокруг бассейна несколько десятков детей от младших до старших классов, у большинства в руках корабли. Мальчишки ждут своей очереди, болеют за друзей, беззлобно смеются над чужими судами.
— Иванов!
— Спортсмен готов!
— Шестьдесят...
— Фёдоров?
— Спортсмен готов
— Девяносто!
И так на протяжении нескольких часов. Числа — это баллы, которые спортсмены получают за точность приводнения своих судов. Чем ближе к центру — тем выше балл. Люфт от тридцати до ста десяти, есть за что бороться.
А спортсмены — юные рушане и маловишерцы, приехавшие на областные соревнования по судомодельному спорту. На бумаге смысл соревнований в выявлении, поддержке и развитии талантливой молодежи посредством научно-технического творчества, а кроме того, популяризация морской деятельности и воспитания обучающихся на основе морских традиций. На практике уловить смысл не так просто.
У нас застой
Педагог допобразования, руководитель судомодельной секции Сергей ПЕТРОВ среди снующих пацанов явно в своей стихии — его крупная, кругленькая фигура мелькает то у бассейна, то за столиком с моделями и, наконец, задерживается у стола с протоколами. Он с азартом следит, как по бассейну с зеленоватой водой одна за другой движутся хрупкие модели, и выставляет баллы.
— Сергей Иваныч, можно с вами поговорить?
— Я лучше с ребятишками разговариваю... В вопросах судомодельного спорта я, считайте, ребёнок.
На это Петров хитро прищуривается, объявляет «чистую воду» для подопечных и начинает проводить экскурсию по своим небольшим владениям: «В сегодняшних соревнованиях много классов. Глиссера — это модели, работающие на моторчике, яхты, подводные лодки, военные и гражданские копии и полукопии... Вот такую подводную лодку видели?».
В руках Петрова акула сантиметров 20–25 в длину, в общем, игрушка. Но сделанная руками местных пацанов, игрушка не только погружается на дно бассейна, но уверенно проплывает его и всплывает в нужном секторе! Судя по виду Сергея Иваныча, это — серьёзное достижение.
— Откуда берёте схемы? Интернет, учебники?
— Какие учебники? Я 38 лет занимаюсь судомоделированием, опыт получил ещё до застойных времён. За летний период у нас раньше было 5–7 соревнований, — отмахивается Петров.
С особой осторожность с верхних полок стеллажа он достаёт большую коробку, бережно открывает и извлекает на божий свет копию линкора «Нью-Джерси». Вместе с подопечным они делали судно полтора года.
Уйму времени потратили на точную окраску всех пластмассовых деталей. Модель на радиоуправлении должна и может пройти серьёзные дистанции на соревнованиях российского уровня, но не пройдёт.
— Сейчас у нас упадок, и всероссийские соревнования нам вряд ли видеть. У нас и областные-то проходят раз в два года. На эти вот приехали 12 ребят из Малой Вишеры, остальные 15 — рушане.
— А почему всероссийских не будет?
— Потому что не на что ехать. Три года подряд после 15-летнего перерыва мы ездили на всероссийские. Сначала были 15-е, затем — 11-е. Потом стали седьмыми. А нам сказали, раз не занимаете призовых мест, значит, нечего и ездить. Вы подумайте, какой опыт нужен, чтобы занимать. Да ещё после такого перерыва, — снова отмахивается Петров.
А паруса-то алые!
Пока я отвлекаю Сергея Ивановича, на «чистой воде» бассейна детвора вовсю тестирует свои корабли, как будто в последний раз. Среди непоседливых мальчишек, выясняющих, у кого, откуда и каким образом растут руки, 8-летняя блондинка в белой водолазке Настя выглядит примечательно. К себе она прижимает крупный красный катамаран и время от времени протискивается к воде — тоже примеривается к дистанции. В КЮМ Малой Вишеры Настю отвёл брат, который старше на целый год, с тех пор куклы и прочая чепуха девочку уже не интересуют. Дома она мастерит корабли.
Вообще девочек на соревнованиях даже две, но ведут они себя тихо и почти не заметны. Куда шумнее их наставник, спорящий с Петровым: «Ну почему же поставили Насте девяносто, когда попала она в сотню?». После короткой профилактической перепалки Петров смеётся и чиркает в протоколе. Мальчишки смотрят внимательно — но не спорят.
— У меня нет таких знакомых, которые после КЮМа стали бы инженерами и всё такое, — рассказывает один из старших Игорь ФЁДОРОВ. По результатам соревнований в классе «глиссеров» он взял почётное третье место, второе отдал приятелю. — Зато есть такие, что после КЮМа идут в Макаровку, потому что... Потому что это не описать. Ведь нас тоже новгородский КЮМ приглашал в походы. Я нигде и никогда не видел такого дружного коллектива. Я даже не думал, что так бывает. И вода. Наверное, это и есть романтика?
Но быть романтиком мальчишке не к лицу. И Игорь по-деловому рассказывает, что со своим собственным будущим Игорь ещё не определился, тем более что в КЮМе его держат не столько модели, сколько желание делать что-то полезное своими руками. Первый же изготовленный им якорь стал подарочным сувениром. Второй кораблик — с алыми парусами — был вручён маме на день рождения.
Что было бы, если были бы деньги, дальнейшие туры, соревнования и перспективы, Игорь особо не задумывается — слишком уж много «бы».
Мария КЛАПАТНЮК
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Опубликовано в газете 2 апреля