В рамках Года культуры в Новгородской области проходят Дни Православной книги. Такой праздник духовной литературы утверждён в 2009 году Священным Синодом Русской Православной церкви и приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года по старому стилю (14 марта — по новому).Организаторы праздника — Новгородская епархия Русской Православной церкви, департамент культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого.
С 9 по 31 марта проходили книжные выставки, уроки –конкурсы для учащихся воскресных школ, круглые столы, лекции, беседы священников со школьниками, концертные выступления хоров воскресных школ.
В нашем районе мероприятие духовной направленности состоялось непосредственно в День Православной книги, 14 марта. Прошло оно в форме очередного заседания клуба «Воскресные встречи» в читальном зале районной библиотеки, в котором собрались постоянные читатели, и они же, как говорится, «завсегдатаи» воскресного клуба.
На этот раз хозяева предложили гостям интересную тему –«Сергий Радонежский — игумен земли русской».
Ведущие заседания клуба Тамара Петрова и Любовь Румянцева открывают его стихами: «Из тьмы веков ты восставала и становилась всё сильней. Святая Русь — твоё начало, и преподобный Сергий в ней». Теперь каждый школьник знает имя Сергия Радонежского, его подвижническая жизнь изучается на уроках литературы и истории. Те, кто присутствуют в зале, люди старшего поколения, учились по другим программам, поэтому информация для них, если и не нова (не в вакууме живём, телевидение, интернет просвещают), то достаточно интересна.
Драматический период истории нашей Руси страница за страницей проходит перед глазами. Разорённую монголо–татарами страну русскому народу приходилось строить заново. Идейным вдохновителем объединительной и национально –освободительной политики на Руси в 14 веке выступил преподобный Сергий Радонежский. Он прошёл нелёгкий путь жизни отшельника. Среди непроходимых лесов в десяти километрах от Радонежа жил в келье, затем поставил небольшую церковь, которая была освящена в честь Троицы. Преподобный показывал личным примером, что хлеб нужно заработать, и правила свои никогда не нарушал.
Тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Был одинаково приветлив и к князю, и к нищему страннику. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть Сергия своим преемником, но тот отказался: «Прости, Владыко, я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете».Сергий Радонежский был истинным патриотом Родины. Страстно выступал за объединение Руси. Благодаря его помощи ко времени Куликовской битвы почти все русские князья объединились под главенством князя Дмитрия Донского. Делу единения русских земель помогло и рукотворное наследие преподобного — кольцо монастырей, опоясавших Москву и созданных его учениками. Сергий принимал участие в строительстве таких знаменитых монастырей, как Симонов, Андронов, Борисоглебский, Голутвинский и другие. Вскоре Андронов монастырь, куда Сергий направил своего любимого ученика и земляка Андроника, стал школой иконописи для всей Руси, связанной с именем иконописца Андрея Рублёва.
Скромному радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах учеников, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покровителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье, делали богатые пожертвования. К образу Сергия обращались в тяжёлые для России времена.
Затем собравшиеся посмотрели документальный фильм, познакомивший с архитектурой Троице –Сергиевой Лавры. Дальнейшее выступление настоятеля Успенской церкви отца Константина присутствующие прослушали с большим интересом. Он четыре года учился в Лавре, каждое утро семинаристы, никем не понуждаемые, приходили к могиле преподобного испросить благослов ения на предстоящий день. Постоянно наблюдали множество паломников, ощущали благодать от общей молитвы. Затем отец Константин поведал жизненную историю из своего детства.
Его отец был настоятелем церкви, и мальчик часто бывал там. Старостой церкви служил Тихон Николаевич, бывший шахтёр. Обращал на себя внимание высоким ростом, силой. Но слегка хромал на обе ноги. Дело в том, что в шахте его затащило в транспортёр, повредил ноги. Врачи предложили ампутацию, но он не согласился. Долгое время лежал, ухаживала за ним мать, жена бросила в несчастье. Много думал и пришёл к выводу, что получил наказание за грехи: выпивал, женат был несколько раз, участвовал в дебошах, драках, попадал в милицию и так далее. Когда смог ходить на костылях, решил поехать в Лавру к мощам Сергия Радонежского. Мать помогла добраться. В соборе по периметру сооружены подлокотники, чтобы немощные могли поддерживать себя во время службы. Тихон Николаевич простоял трое суток, молился, просил помощи. Вечером служба заканчивалась в одиннадцатом часу, а в половине четвёртого начиналась подготовка к утренней. Служители монастыря каким –то образом поверили ему и оставляли, когда сами уходили.
Из Лавры Тихон возвращался на своих ногах. Изменился не только физически, но и духовно. Стал ездить по монастырям, много работал, бесплатно, конечно, за кров и еду. 10 лет продолжалось это служение. Затем возвратился в родной город Богородицк и стал служить в храме.
— Эта история крепко отложилась в моём юношеском мозгу. Не просто люди едут в Лавру, и не всех она принимает, а только тех, кто искренне раскаялся и вымолил у Бога прощение. Глубочайшая вера пришедших в намоленное предками место там умножается и творит чудеса, — закончил свой рассказ отец Константин, пожелал всем крепкой веры, духовных и физических сил.
Заключительные слова ведущих, словно связь времён: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его». Принадлежат они известному историку и общественному деятелю Василию Ключевскому.
Долгое время существует клуб «Воскресные встречи», различной тематики материалы предлагаются посетителям — информационного характера, развлекательные, патриотические. На этот раз гости клуба уходили с иным багажом. Многие задумаются о жизни и своей, и детей, и внуков. Может быть, у старшего поколения найдутся нужные слова для молодых, и связь времён продолжится.
Валентина ГОЛУБЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 4 апреля