«Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть», когда такие люди… вообще на свете есть.
В прошлом номере газеты мы сообщали о том, что эстонская компания собирается вложить в развитие Шимского района двадцать миллиардов рублей — построить предприятия по переработке картофеля, мяса, молока, завод по производству мороженого и целый город для работников. Напомню, на презентации присутствовал губернатор области Сергей Митин, его заместители и руководители департаментов областного правительства. По выражению лица Сергея Герасимовича после презентации было заметно, что он взволнован и чрезвычайно доволен происходящим. Ещё бы, такие компании, как UVIC AS, «на дороге не валяются», и как здорово будет, если проект осуществится, а многие в это верят. Не хотелось бы заблуждаться, но, как и обещали, сегодня мы расскажем вам о проекте подробнее. И не только о нём, но и о его создателях.
Нам улыбнулась Фортуна?
Когда 20 лет назад команда, которая, как рассказывал председатель правления UVIC AS Александр Мусаров, состояла всего из шести человек, на простейшем оборудовании приступила к производству пельменей, то мало кто в Эстонии верил, что из этого может вырасти крупное предприятие регионального значения. Но они сумели добиться успеха, во многом благодаря тем условиям для развития бизнеса, которые были созданы в Эстонии.
— Сегодня мы вновь наращиваем экспорт, доля которого от общего объёма достигает 50%. И очень хотелось бы надеяться, что впереди нас не ожидают неприятные сюрпризы от политиков, — сказал Александр Львович.
Основное направление деятельности UVIC AS — производство замороженных полуфабрикатов. Около полутора десятков видов продукции: пельмени, котлеты, фарш, вареники и другие продукты — лежат на прилавках сетевых магазинов. Компания продаёт их в Прибалтике, Финляндии, Швеции, Германии, Греции, России. Доля рынка в своём сегменте в Эстонии составляет около 75%, Латвии и Литве — по 25%. Компания занимается также дистрибьюцией других товаров — мясных и рыбных консервов, замороженной рыбы, пиццы, замороженных овощей и картофеля-фри, рыбных пресервов, майонеза и других продуктов. Объём реализации в 2010 году составил около 16 миллионов евро.
На первом этапе инвесторы планируют построить в Шимском районе завод мороженого. Где именно?
— Мы уже выделили инвесторам 175 гектаров земли, — говорит заместитель главы администрации района Сергей Прудников, — это большое поле за Шимском в сторону деревни Теребутицы. Оно простирается до ручья Наума, там, за ним — недавно построенный посёлок нефтяников. Здесь по проекту должна разместиться промышленная зона и жилой городок на 14 тысяч жителей. К 2019 году предприятие планирует перерабатывать картофель, молочную продукцию, производить мягкие сыры, мясные полуфабрикаты, рыбные консервы и пресервы; комбикорма для крупного рогатого скота и свиней. Они планируют построить предприятие для сушки, очистки и хранения зерна. Мы уже присмотрели место для элеватора — железнодорожный тупик на станции Уторгош.
Земель, которые годны к эксплуатации, не так много, и вот мы нашли такую землю. Инвесторы заинтересовались, и их устраивает местоположение, близость к райцентру и к Новгороду, естественно, и близость к Питеру и Москве, да и к самой Прибалтике — дорога на Псков рядом.
Они планируют выращивать картофель, построить молочно-товарные фермы и свиноферму — планы грандиозные. И, конечно, без жилья для работников, без всей необходимой инфраструктуры открывать производство бессмысленно. Поэтому инвесторы построят два общежития на двести мест и целый городок для людей. Вот здесь, — Сергей Анатольевич показывает на план города Солнца, — будет размещаться районная администрация. В дальнейшем, если всё получится, зону можно расширить и в левую сторону от автодороги, где идёт полевая дорога на Бор.
— А вы верите сами-то, что планы осуществятся? — спрашиваю.
— Хочется. Хотя во всё новое веришь всегда с трудом. Инвестор серьёзный, у них большой опыт работы за плечами…
— Действительно, не верилось даже в то, что на Науме нефтяники посёлок построят, а вот — там уже люди живут.
Всё рассчитано
На презентации Александр Мусаров говорил о том, что проект разросся за полгода. Первый его этап, строительство завода мороженого, стоит тридцать миллионов евро. Они провели переговоры с рядом европейских инвестиционных компаний, десять уже дали согласие, ещё десять банков и инвестиционных фондов запросили дополнительные сведения.
— Поначалу полностью опираться на местное сырьё нельзя, — сказал он, — а мы хотим построить ещё и мясокомбинат, и рыбный завод — клоны того, что имеется в Прибалтике. Из стран Балтии рассчитываем импортировать двадцать процентов продукции. В Прибалтике у нас животноводческая ферма находится в ста метрах от завода. Но здесь есть сухое молоко, масло и все ингредиенты для производства мороженого.
Надо создать высокопродуктивное дойное стадо — три секции по 1200 голов. Нужно строить элеватор и комбикормовый завод. Нам необходимо не менее 15 тысяч гектаров земли для этого, и мы работаем с соседними районами. Десять миллиардов рублей планируем вложить в производство, ещё десять — в инфраструктуру. У нас всё рассчитано. Завод мороженого и элеватор планируется ввести в эксплуатацию в 2015 году, молочную и мясную фермы будем строить с 2015 по 2017 год. Уже нынче надо начать выращивать картофель, на будущий год — зерно и кормовые травы. Необходимо в 15‑м году построить и машинно-тракторную станцию.
Завод по переработке и хранению картофеля запланирован на 2017 год. Для того чтобы он работал, надо вырастить сто тысяч тонн картофеля тех сортов, которые нужны для производства картофельных полуфабрикатов. На этом заводе секцию в 35 000 тонн будут обслуживать всего два человека.
Строительство молочного завода и мясокомбината рассчитано на 2018 год, и на 19‑й — рыбного завода, инфраструктуры — на 2015–2020 годы. Необходимо ввести в строй 284 320 квадратных метров жилья, коммерческие и социальные объекты: торговый центр, гостиница, детский сад, спортивный комплекс, банк, почта, аптека, бассейн и прочие объекты. Нужна транспортная и инженерная инфраструктура. Мы обеспечим комфортность проживания европейского уровня, и тогда люди приедут, чтобы жить и работать. Мы рассчитываем на переселенцев из Прибалтики, Украины, северных городов России и, конечно, на местное население. У вас есть сельскохозяйственный институт, колледжи, да и молодых пенсионеров, желающих работать, можно научить.
Итак, ввод в эксплуатацию завода по производству мороженого запланирован уже на апрель следующего года. Там будет 220 рабочих мест, потребность в сырье — 28 тонн молока в день, производственная мощность — 22 000 тонн в год. Выход на полную мощность — 2019 год, реализация — 2 000 миллионов рублей в год, прибыль — 300 миллионов рублей в год. Срок окупаемости — пять лет.
Вот такие пертурбации
Александр Мусаров считает, что выживать в конкурентной борьбе на рынке помогают не только и не столько маркетинговые «трюки», а высокое качество продукции и новые рецепты. По его словам, каждый год UVIC AS выводит на рынок новые виды мясной продукции. Например, в создание и развитие цеха мясных изделий в Юри AS UVIC инвестировало в общей сложности более 2 миллионов евро. Эстонский производитель, по информации одной из прибалтийских газет, решил дополнительно инвестировать в производство мороженого в Латвии 3,2 млн. евро. Инвестиции направляются в развёрнутое в Латвии производство с целью увеличения его мощности и расширения ассортимента. Мороженое Uvic закупают почти все крупные торговые сети Балтийских стран. «До этого Uvic инвестировал в производство мороженого 4 млн. евро», сообщает газета.
Кто же такие — эти удивительные люди, руководители и создатели фирмы UVIC? В русскоязычной эстонской газете я нашла довольно интересную информацию об Александре Мусарове. Думаю, вам тоже будет любопытно об этом узнать.
После окончания знаменитого I Медицинского института в Москве Александр Мусаров стал врачом-реаниматологом в одной из московских больниц. Довольно скоро он защитил кандидатскую диссертацию, потом успешно — и докторскую. Преуспевающий врач-исследователь, он вдруг уходит из НИИ, в котором работал. Там ему не давали в полном объёме делать то, что он считал нужным. Вот тогда и зародилась у него дерзкая, сумасшедшая мысль — попробовать заработать деньги в бизнесе, чтобы построить собственную клинику. Он рассчитывал на возможность строить работу по-новому, в соответствии со своими представлениями о современных методах спасения людей. Мусаров предпочёл броситься в неизвестную для него и рискованную сферу бизнеса. И увлёкся — новое дело показалось интересным, захотелось создать что-то своими руками. Вот на какие превращения обрекает нас порой смутное, непредсказуемое время. Прямо кульбиты судьбы.
Автор рассказывает о предприятии, где Мусаров — директор, а его супруга — главный технолог:
«Завод, как это ни странно, совершенно явно носит на себе отпечаток двух этих неповторимых личностей, их прежних профессий, их былых увлечений. Это какое-то удивительное сочетание медицины и техники. Чего только не видели мы в этих цехах… Колбаски-гриль, украинские колбаски, шашлыки на шампурах, шашлыки в кефире, пельмени разных видов… 150 разных видов продукции.
Мы видели корзины с яйцами, ящики с остро и пряно пахнущими приправами. Александр сказал, что здесь используются только натуральные продукты. Хочешь, чтобы было вкусно — клади всё самое лучшее. UVIC не старается ни догонять кого-то, ни перегонять, а взять высоким качеством… Русскоязычное предприятие, ещё не слишком известное в Эстонии, уже было отмечено по двум номинациям из пяти: лучшая в республике кулинарная и лучшая мясная продукция.
Завод поразительно автоматизирован. Человеческие руки редко прикасаются к продукции. Мы видели, как из трубы ровным слоем ползёт тонкое, раскатанное тесто, как вырезает из него машина заготовки для пельменей, вареников, как подаётся в огромные, высокие до потолка бункеры мука, чтобы потом в соответствии с показаниями компьютеров распределять нужное её количество по цехам. Мы видели, как хитрые приспособления на конвейерах поворачивают так и этак коробки с готовой продукцией, запаковывая их. Бросились в глаза и трубы, протянувшиеся по стенам во всех цехах. Оказалось, каждую ночь весь завод — от пола до потолка — моется пеной и водой из этих труб. Не говоря уже о том, что до кранов во всех раковинах не дотрагиваются руками. Всюду светочувствительные элементы. Вот уж, в самом деле, техника на грани фантастики…»
Кстати говоря, представители компании UVIC на презентации в Шимске особо подчёркивали, что фирма всегда очень чётко выполняет все санитарные, ветеринарные, налоговые и прочие требования. Может быть, поэтому русскоязычное предприятие, вроде бы единственное в мясной промышленности Эстонии, пошло вперёд и добилось успеха. Им нужно расширяться, нужно идти дальше. У нас есть земля, есть благоприятные условия для того, чтобы выращивать скот, зерно и картофель. Они пришли к нам, и мы надеемся, хоть это и невероятно трудно, что выиграют от этого и они, и мы. Представляете, как вырастет Шимск? И это будет не Шимск уже, а большой, уютный город, центр перерабатывающей промышленности в области… Тьфу-тьфу, не спугнуть бы Фортуну.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора
Опубликовано в газете 11 апреля