Воскресенье, 14 сентября 2025

Редакция

«Пусть голос мой дрожит...»

Более 30 лет отдала Музею Северо-Западного фронта эта женщина, потому считает его делом своей жизни

Филолог по образованию, краевед по зову души. Так случилось, что именно Асе ИВАНОВОЙ  выпала честь создавать в Старой Руссе Музей Северо-Западного фронта. И это стало делом всей жизни. Недавно у музея, открывшегося в 1984 году, был юбилей. Одновременно с городом, отметившим 70-ю годовщину своего освобождения от немецких захватчиков.  

— Большое начинается с малого, — вспоминает Ася Федоровна. — Еще в мае 1975 года у нас открылась выставка «Старорусский край в годы войны». После чего ветераны Северо-Западного фронта и выступили в поддержку создания постоянной экспозиции.

— А вы представляли себе, что значит открыть музей?

— Нет, конечно! Училась на ходу. Ездила, собирала материал. Только в Ленинградском музее кинофотодокументов провела месяц. Привезла негативы — оказалось, что в Новгороде никто не делает крупномасштабных фотографий. Опять на поиски в Ленинград. Таких примеров — тьма. А концепция экспозиции? Все должно быть на своем месте, все в тему.

— Когда Воскресенский собор, где поначалу размещался музей, вернули верующим, не было опасений, что это крах?

— Всякие были мысли, когда нас перевели в бывший фасовочный цех местного предприятия торговли. Неказистое помещеньице и тесное. Что оставалось делать? Беречь фонды и надеяться. Помогло нам, что музей уже приобрел известность. К нам приезжали из самых разных уголков — от Прибалтики до Сибири. Ветераны, конечно, всей душой были за нас.  Важно, что в начале 2000-х государство всерьез озаботилось проблемой патриотического воспитания. В общем, дали нам отдельное двухэтажное здание, нуждавшееся в большом ремонте, и в 2003 году у нас настал второй день рождения. На новом месте и экспозиция была новой. У войны две стороны, однако в советское время нельзя было размещать материалы о противнике. Обращались к бывшим солдатам и офицерам вермахта, получая от них посылочки. Какая-нибудь скромная вырезка из немецкого издания становилась одним из ключевых сюжетов. 1943-й. Немецкая фотография: центра города почти нет, но высятся собор и водонапорная башня. Несколько строк о том, что богатейший город многократно подвергался разграблению, уничтожению, порабощению, но всякий раз, словно птица Феникс, восставал из пепла. Немец видел руины и писал такие слова.

— Скажите, а нет ли у вас такого ощущения, что интерес к военной тематике скорее снижается, чем растет?

— У нас часто бывают школьники. Вот этот детский ручеек не иссякает. Что касается взрослых, то с первыми годами существования музея нынешний поток сравнивать трудно. Вряд ли проблема тут именно в военной тематике. Это вам скажут и в другом музее, и в библиотеке. Хотя когда мы проводим дни открытых дверей, люди идут к нам активно, причем целыми семьями. Летом бывает оживление, когда сезон на курорте и вообще приезжих становится намного больше. Даже если два-три человека придут, мы обязательно и для них проведем сорокаминутную экскурсию.

— Ася Федоровна, извините за такой вопрос, вы задумывались, что когда-нибудь надо будет передать музей в другие руки?

— Я даже подготовила себе сменщицу. К сожалению, она ушла раньше меня — здоровье не позволяет здесь работать. Сейчас принята молоденькая сотрудница, пока только на полставки. Ей еще учиться и учиться. Музейное дело такое — надо быть большим энтузиастом и при этом много знать.

— В последние годы в областном центре появилось желание создать экспозицию, посвященную Волховскому фронту. Насколько мне известно, для этого приглашали вас, но вы отказались. Почему?

— С моей стороны не было категорического отказа. Просто нереально работать в буквальном смысле на два фронта. Для этого надо было бы уехать из Старой Руссы и года три потратить на сбор и изучение материала, подготовку концепции экспозиции и вопросы сугубо технического порядка — по оборудованию и т.д. Собственно, на этом переговоры и закончились.

Я за то, чтобы и в Великом Новгороде был военный музей. Но, наверное, эта задача уже не для меня. Возможно, сейчас в чем-то начинать было бы легче. Другое время, другие технологии. Когда-то каждую фотографию, чтобы посадить ее на клей (не подлинник, конечно: оригиналы хранятся в фондах), сначала требовалось размочить. Чтобы впоследствии она не коробилась. И мы размачивали да разглаживали, вручную, естественно. Мы их всех погладили, солдатиков наших, будто делясь своей любовью и уважением к ним. Вот это-то как раз и дороже всего.

Василий ДУБОВСКИЙ
Владимир МАЛЫГИН (фото)

Опубликовано в газете 16 апреля

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА