Малые и большие деревни поддорского края, расположенные по берегам реки Полисть, — это чья-то скромная, тихая родина. Мы бываем здесь не так часто, как бы нам этого хотелось, но от долгой разлуки встречи становятся ещё более трогательными и желанными.
По чуть припорошенной снегом дороге, которая окружена тесной стеной придорожного кустарника и деревьев, мы приближались к мосту, соединяющему берега любимой Полисти. Здесь, устремив взгляд через её воды, Малое и Большое Шелудково переглядываются друг с другом уже более ста лет. Первое упоминание о них относится к началу 20‑го века: «Название деревни связано с фамилией землевладельца Шелудкова. В 1908 году в Белебелковской волости на землях Большеясновского сельского общества проживало 58 жителей (26 мужчин, 32 женщины), имелось 10 домов и дворовых построек. Население занималось земледелием. Протекает река Полисть».
Крутые берега, по которым босыми детскими ногами проложены незабвенные тропинки, тесно сжимают в своих объятиях каменистое русло реки. Сколько раз мы погружались в прохладную воду, чтобы освежиться в знойный, летний день или ополоснуться вечером в тёплой, как парное молоко, воде после трудного сенокосного дня. Огромный плоский камень у самой воды прогревался на солнышке так, что накупавшаяся до посинения ребятня могла отогреться на нём за считанные минуты. Даже будучи уже взрослыми, мы любили полежать на этом валуне, раскинув руки и повернув лицо к солнцу. Могли не сводя глаз любоваться ласточками и стрижами, чёрными молниями снующими то тут, то там на фоне голубого, безоблачного неба, скромными незабудками, растущими прямо в воде у берега. В такие минуты всегда вспоминалось что-то очень хорошее и доброе. В такие минуты мечталось о счастливом и очень плодотворном будущем.
А зимнее катание по залитой, отполированной до блеска горе с выездом на замёрзшую речную гладь? Иногда мы подолгу могли любоваться сквозь толстый, прозрачный лёд, как плавают рыбы в воде. Для этого нужно было просто лечь и всмотреться в ледяную толщу. Настоящее волшебство открывалось любопытному детскому глазу.
Половодье уносило весной лёд, меняло цвет речной воды и наполняло окрестности шумом стремительных потоков. Мощной и многоводной была в этот период Полисть, по-новому живописной и незабываемой. Сколько чудесных картинок природы видели мы в сельских окрестностях! Мы были маленькими капельками этой величавой красоты.
Простые крестьяне
В двух Шелудковых (право и левобережном) проживало в начале семидесятых годов прошлого столетия порядка ста человек. Это были крестьяне с многодетными семьями, работящие, неутомимые, целеустремлённые люди. В семидесятых гремела слава о звене льноводов. Василий Григорьевич Алексеев, Павел Васильевич Латин — знаменитые механизаторы этого звена — орденоносцы. В животноводстве трудились Пётр Васильевич Степанов и его супруга Анастасия Григорьевна (одна из немногих старожилов, проживающая в Шелудкове и теперь). Бригада работала под руководством Владимира Тимофеевича Смирнова. Знали о результатах работы крестьян далеко за пределами района. Основной секрет бригады был в добросовестном и ответственном отношении к своему труду плюс огромный многолетний опыт работы в льноводстве и животноводстве.
Кроме совхозных работ каждого дома ожидало своё подворье, на нём работы круглый год было полно. Огороды сажали большие, так как держали много скотины, которая кормилась выращенным урожаем. У любого были в зиму полные подвалы картофеля, овощей, солений и варений. На столе круглый год мясо, молоко, творог и сметана. Всё своё, домашнее. И не могли предполагать тогда сельчане, что пройдут годы, и потомки их будут покупать порошковое молоко в пакетах, привозное мясо и яйца с печатью на скорлупе.
Школьное детство
Как любили мы мамины оладушки и блины с пылу-жару русской печки. Это был традиционный завтрак перед походом в школу. А так как уходили мы в соседнюю деревню Каменка на целый день, то и с собой мама каждому из детей собирала обед. Шли через лес, через наши любимые «сосенки», срезая путь. Проезжая дорога, как правило, была разбитой и грязной, поэтому ученики добирались до школы напрямик. Эти ежедневные походы туда и обратно в любую погоду и в любой сезон закаляли нас физически и нравственно. Мы становились дружнее год от года. А о пропусках занятий нам даже и мысли не приходило в голову, разве только по причине болезни.
Кроме этих путешествий в 1,5 км, занятий в школе и подготовки уроков у нас было ещё много забот и увлечений. У каждого имелись обязанности по дому, никогда не казавшиеся нам чрезмерной нагрузкой и не отягощавшие нас. Просто так было заведено в деревне уже на протяжении многих лет. Помимо домашних дел мы успевали читать книги и были рады любой свободной минуте, когда можно было продолжить чтение. Любили мы и кинофильмы, регулярно привозимые в наш деревенский клуб. Мы знали фамилии и имена многих актёров и актрис советского кино, мы любили героев, которых они так здорово играли. Нам хотелось быть похожими на этих красивых, талантливых, смелых, умных людей.
Но и кроме киногероев нам было с кого брать пример. Перед нами находились наши родители, прожившие в любви и согласии всю жизнь.
Мама и папа
Наша мама познакомилась с отцом случайно, ответила на письмо, не нашедшее адресата. Так завязалась переписка на целых четыре года. Они не были очно знакомы, но в свои письма вкладывали такие чувства, которые скрепили их дальнейший союз на многие десятки лет. Наши родители пронесли свою любовь через всю жизнь. Уроженка городских окраин, пережившая войну и послевоенную разруху мама сумела освоить весь деревенский быт и образ жизни, научилась выполнять крестьянскую, нелёгкую работу. Она никогда не жаловалась и не сожалела о своём выборе Мама успела окончить до войны всего шесть классов, но сумела стать очень грамотным человеком и специалистом. Поэтому именно ей и доверили земляки возглавить Лосский сельский совет депутатов, где многие годы она работала секретарём, а затем председателем.
Будни и праздники
Зинаиде Васильевне Смирновой (нашей маме) приходилось пешком обходить всю территорию сельсовета. Она не боялась трудностей, поэтому все показатели её работы всегда были на высоте, а население охвачено заботой и вниманием властей. Многочисленные почётные грамоты, переходящие знамёна, поощрения — это результаты её многолетней добросовестной работы. А потом ещё 15 лет, практически до самого ухода из жизни, мама работала продавцом в магазине райпо.
Знаю, что на протяжении многих лет она была внештатным корреспондентом районной газеты «Заря». Писала о людях своего сельского совета, поднимала проблемы сельчан и искала пути их решения. Все её заметки были интересны читателям, поэтому за плодотворное сотрудничество с редакцией маме вручили репродукцию картины Репина.
Сейчас, спустя годы, вспоминая наше детство, диву даёшься, как успевали везде наши родные? Ведь кроме дружной работы и отдыхать все умели дружно. Бывало рукодельница-мать пекла пироги и ватрушки всевозможных форм и видов. Другие женщины-соседки стряпали что-то своё, фирменное. Накрывали столы, конечно, выпивали и закусывали, пели песни, беседовали, обсуждали проблемы, плясали под гармонь.
Бесценные педагоги
Очень многое в жизни дали нам наши учителя. Никогда не забудутся уроки Фаины Ильиничны Винокуровой (историк и директор школы). Она всегда находила способ заинтересовать нас так, что мы с нетерпением ждали каждого нового урока. В совершенстве владея немецким языком, Фаина Ильинична читала произведения немецких классиков в подлинниках. Звание «Заслуженный учитель СССР» имела другой наш педагог, моя первая учительница — Нина Васильевна Анисимова. Вспоминать её уроки приятно и теперь. Супруги Анна Антоновна и Александр Илларионович Стенины дополняли высокопрофессиональный педагогический коллектив. Детей в школу ходило много, из разных окрестных деревень. И тут опять отличилось родное наше Шелудково, ведь именно из нашей небольшой деревни три выпускницы получили свидетельства о восьмилетнем образовании с отличием.
Кроме прилежной учёбы было неоспоримое послушание старшим, родителям. Нас практически не наказывали, но мы с детских лет знали что можно, а что нельзя делать, как нужно разговаривать с людьми, как себя правильно вести. Наши мудрые родители ненавязчиво и кропотливо воспитывали в нас положительные качества и те черты характера, которые помогли нам в будущем стать нужными обществу людьми.
Могу с гордостью констатировать, что из шелудковских детей выросли четыре педагога, которые, в той или иной мере, продолжили дело своих учителей из Лосской школы. Это, прежде всего, известная всему району Надежда Михайловна Гладышева, которая всю жизнь отдала учительской профессии и долгие годы возглавляла Переездовскую восьмилетнюю школу. Кроме того, из нашей деревни вышли в свет четыре прекрасных медицинских работника. Елена Михайловна Харичева — одна из них, достойно зарекомендовала себя в профессии, трудится и сегодня в районе. А уж Антонину Михайловну Иванову — бывшего директора дома ветеранов — знают далеко за пределами района.
Вероятно, окружающая первозданная природа и удивительные люди способствовали тому, что родившись в небольшом, отдалённом селении, мы смогли вырасти именно такими, проявить себя, реализоваться в жизни и устояться в обществе. Спасибо тебе за это, деревенька моя на берегу Полисти!
Новые встречи
Улица Заречная, сколько жителей осталось до конца предано тебе? Их не сотни и даже не десятки. Несколько домов поддерживают дачники, приезжая в эти края на летний сезон. Всего четыре человека живут здесь постоянно. Они уже старики, но променять родные края на городское благоустройство не смогли, не захотели.
Каждый раз, приезжая навестить Шелудково, возвращаешься в детство. Становишься на короткое время ребёнком, желающим мчаться к реке, лазить по заросшим высокой травой берегам, проходить возле родного дома и, протянув руку, срывать спелые плоды «Малиновки» или «Белого налива». Нежно напевает река свою песню: то медленную на плёсе, то быструю и ритмичную на перекатах. Глядя на воду, забываешь время и сроки. И слышится над водой голос мамы, зовущей тебя домой. И хочется негромко признаться: «Я вернулась, родная!
Любовь ВАСИЛЬЕВА
Фото Натальи ЯСТРЕБОВОЙ
Опубликовано в газете 18 апреля