Серия марок Почты России имеет отношение к нашему городу
70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящена серия из четырех почтовых марок, выпущенных 17 апреля почтовым ведомством России. На одной из миниатюр — летчик-истребитель Борис Ковзан, сбивавший самолеты противника методом тарана четыре раза, что является уникальным случаем в истории отечественной авиации.
В Старорусском музее Северо-Западного фронта имеются материалы про отважного военного пилота, который, кстати, во всех четырех случаях остался жив. В 60-е годы он приезжал в Старую Руссу — город, над которым он совершил свой четвертый подвиг. Старший научный сотрудник музея Ася ИВАНОВА рассказывает, что на стендах есть информация по двум случаям тарана, связанным со Старой Руссой. Один — воздушный и один случай наземного самолетного тарана против колонны бронемашин.
13 августа 1942 года капитан Ковзан во время полета на самолёте Ла-5 обнаружил над Старой Руссой группу из 7 «юнкерсов» и 6 «мессеров». Противник уже заметил наш истребитель, и советскому летчику пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимания на истребителей сопровождения, Ковзан устремился к «юнкерсам». Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать.
Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался «юнкерс», и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты в сотни метров он упал в болото, что и спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.
— Даже сегодня, когда прошло так много лет со дня Победы, подвиг Бориса Ковзана мальчишки — молодые граждане нашей страны, воспринимают с восхищением, — говорит Ася Иванова. — На уроках, посвященных тарану как способу ведения боевых действий, мы пытаемся смоделировать ситуацию на бумажных самолетах. Школьники сразу понимают, насколько это непросто совершить таран в воздушном бою.
Первый таран летчик совершил в 1941 году в районе Загорска, второй — у Вышнего Волочка, а третий в Новгородской области. Уже будучи ветераном войны, он писал: «Когда таранил врага третий раз, мой самолёт уже имел несколько пробоин, но всё ещё слушался меня. Немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом, но тот запутался в обломках вспыхнувшего самолёта… Я же кое-как, но сел на разбитой машине. Жители деревни Демьяник, над которой проходил бой, наблюдали за поединком. Детишки гурьбой подбежали ко мне: «Дядечка, дядечка…». «Какой я вам дядечка, — говорю им, — мне ж всего 20-й год пошёл…». Хоть я был страшно уставший, оставлять машину не рискнул. Знал, что местные жители могли растащить ценные детали. Дождался участкового милиционера…».
Юрий КРАСАВИН
Опубликовано в газете 30 апреля