Суббота, 07 февраля 2026

Редакция

Да преткнеши о камень сей стопы своя...

Как ни крути, но информационная война, это всё же война. А на войне, к сожалению, все средства хороши. Кому,  как не мне, знать о бойцах этого невидимого фронта – журналистах, профессия эта зависимая. Мы зависим от внешней политики издания (канала), от редактора, дающего нам задание, от читательской (зрительской) аудитории и т.д.  К чему я всё это рассказываю? К тому, что наш брат журналист, учитывая все перечисленные выше факты, как личность творческая, а, значит, склонная к преувеличениям и преуменьшениям, иногда и сам рад стараться создавать сочную, полную чёрного негатива, или безграничного позитива, картинку. Ни в коем случае не хочу обелять  (но, собственно, и мазать дёгтем никакого резона нету) европейцев, но в свете всего вышесказанного скажу, что образ их в представлении наших ангажированных журналистов последнего времени несколько утрирован. Поверьте, что не каждый европеец гомосексуалист, фашист, ненавистник и враг России. Открою страшный секрет: многим из них до России нет вообще никакого дела. Со своим бы разобраться... Именно в этой связи хочу рассказать вам  о моей встрече с немцами, делающими дело благородное, но, учитывая усиливающиеся тревожные тенденции, отнюдь неблагодарное. Они – активные участники всегерманского мемориального проекта. 

Германия. 2013 год. Северный Рейн-Вестфалия, город Гельзенкирхен. Я в гостеприимном немецком доме супругов Йорданс — Андреаса и Хайки. Им под пятьдесят. Они бывшие рокеры, байкеры. Люди, свободные от предрассудков, и неполитизированные.

– Расскажите, пожалуйста, что это за проект? Как давно вы им занимаетесь?

Хайка Йорданс: 

– Проект называется «Камни преткновения» (по-немецки Stolpersteine – прим. редакции).  Придумал,  выстрадал его  художник Гюнтер Демниг. Сама идея родилась у него в 1993 году, в 1994-м он представил её на выставке в Кёльне. Суть этого  мемориального проекта  –  напомнить людям о судьбах жертв нацизма, о тех, кто был убит, выслан или вынужден пойти на самоубийство с 1933 по 1945 год. Камнями преткновения являются кубические бетонные камни со стороной 10 см, окованные листами латуни с надписями. Они встроены в мостовые или тротуары перед бывшими домами жертв нацизма. На латунной пластине выгравировано имя, год рождения, год и место смерти человека.

К октябрю 2008 года Гюнтер Демниг поставил около 17000 камней примерно в 350 городах и муниципалитетах Германии, Австрии и других европейских стран. Сейчас их около 39000. С камнями должны храниться воспоминания о преследованиях нацистской эпохи. Они побуждают прохожего остановиться и прочесть написанное.

Стоимость одного камня составляет 95 евро. Работа производится вручную. Затраты на проект покрываются за счёт благотворительных сборов и пожертвований.

Каждый неравнодушный человек может подключиться к этому проекту, помочь материально, или личным участием. Мы с мужем стали этим заниматься с 2005 года.

Супруги ЙордансАндреас Йорданс:

– Я раньше знал Гюнтера Деминга по его художественным работам и другим проектам, и он всё время мне был интересен как художник. Когда же он вышел к миру с проектом Stolpersteine, мне сразу захотелось стать одним из «крестных отцов» этого проекта вообще, и прямым воспреемником его в Гельзенкирхене.

– Почему вы решили заниматься именно этим проектом? 

Андреас Йорданс:

– Мне показалось это очень важным. Ведь суть здесь в том, что жертвы нацизма вновь обретают свои живые имена, что камнем, мимо которого не пройдёшь, о который обязательно споткнёшься не ногой, так взглядом, отмечено реальное место, где этот человек принял смерть, претерпел мучения и т.д. Все же прочие разговоры о пострадавших от нацизма, цифры, слова – абстракция, статистика, общее место…

– Всё же, что для вас, коренных немцев, в первую очередь камни преткновения?  Восстановление исторической справедливости?....

Андреас Йорданс:

– Ну, это слишком высоко. Исправить  то, что сделано нацистами тогда, невозможно никакими камнями, даже самыми драгоценными. Это, в первую очередь, память о пострадавших людях, напоминание о тех зверствах, которые были, и, во-вторых, что очень важно в наше смутное время, предупреждение о том, чтобы такое никогда не повторилось вновь.

Хайка Йорданс: 

– Кроме того, эти тихие камни преткновения не дают прохожему какую-то запрограммированную художником историческую картину. Каждый, кто «претыкает о них стопы своя», сам,  этот самый момент творит историю, представляя, какой человек, как и когда здесь пострадал.

– Можно ли говорить сейчас о каких-то результатах этого проекта хотя бы в Гельзенкирхен?

Андреас Йорданс:

– Проект продолжается, о конечных результатах говорить слишком рано. На данный момент нашими силами в Гельзенкирхене заложено 63 камня преткновения. Думаю, вам понятно, что далеко не всем существованиие таких камней нравится. Думаю, понятно кому, и почему. Например, Мюнхен отказался устанавливать у себя Stolpersteine… Тем важнее кажется мне эта наша деятельность. Вместе с тем, большинство немцев поддерживают этот проект, он имеет уже определённую репутацию, он влияет на сознание людей, не позволяет им забывать ужасы недавней истории, и это, как мне кажется, сейчас главный результат.

Хайка Йорданс: 

– Тут нужно ещё сказать, что проект это не только «заколачивание» в мостовую камней преткновения. Это и рассказы о самих жертвах нацизма, о их жизни до, а о тех, кто выжил – и после трагедии. Причём, принцип здесь такой – если пострадал не один член семьи, а вся семья, мы собираем средства для того, чтобы установить Stolpersteine сразу всей этой семье, соединив их навечно, хотя бы уже после смерти.

Вы, наверное, знаете, что в Гельзенкирхен было большое количество советских военнопленных. Хотя место их захоронения охраняется, содержится в надлежащем виде, мы думаем и  над тем, как их жизненную трагедию вписать в коллективную память немцев более ярко. Проект «Камни преткновения» здесь не подходит, так как он распространяется лишь на тех людей, которые вместе с жизнью потеряли и свободу выбора: где им жить, где работать и т.д.

Stolpersteine на улице ГильзенкирхенаНапоследок скажу, что радостно видеть в нашем движении молодёжь. Молодые  немцы бесплатно, в своё свободное время работающие для этого проекта, думают прежде всего о памяти и том, что ужас не должен повториться. В 2008 году молодой режиссёр Дерте Франке представила прекрасный документальный фильм «Камни преткновения», а Иоахим Реннепер написал пронзительно-трогательную книгу «Перед моей входной дверью», посвящённую этим камням.

Так-то вот, уважаемые читатели. Не всё так черно и беспросветно в нашем мире,  несмотря на все лживые высказывания политиков, на потоки дезинформации, выливаемые продажными журналистами, несмотря на «либерастические ценности», стремительно подменяющие корневые устои мира, – если есть люди, трезво оценивающие реальность. Правда, она, в конечном итоге, всё равно победит. Как сказал, наверное, самый достойный президент США Авраам Линкольн: «Можно дурачить часть народа всё время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить всё время весь народ».

Алексей ВИНОГРАДОВ

Фото автора

От автора: благодарю Астрид Беккер, взявшую на себя роль переводчика, без которой этого интервью не было бы.

Опубликовано 8 мая №34-35

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА