Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

За голинский покос

За него, за погибших жену и детей, за поруганную родную землю четыре года мстил проклятым фашистам ефрейтор Митин.

Павел Петрович прошёл с боями всю войну до самой Победы в составе 486 стрелкового полка 177 стрелковой дивизии, названной впоследствии Любанской. Ефрейтор полка, разведчик-наблюдатель за боевые заслуги был награждён орденом Красной Звезды. У воинов этой дивизии — славный путь. После боёв на Лужском оборонительном рубеже они сражались на Невском пятачке и под Синявином, участвовали в прорыве и снятии блокады Ленинграда. В числе первых дивизия освобождала Любань, за что и получила своё название, громила белофинские войска на Карельском перешейке и закончила боевой путь в Прибалтике.

Павел Митин родился в 1914 году в приозёрной деревне Голино. Как и у всех крестьян, в основном рыбаков, жизнь у него была трудовая. В самом начале войны 22 июня 41‑го года его призвали в армию. Случилось так, что у него появился особый резон гнать фашистскую нечисть с родной земли — его жену Тоню Бутылину и двоих маленьких детей убило при бомбёжке на Лузце, так назывался в то время покос за Голином. И отец, не жалея себя, мстил врагу четыре года.

В составе 177 стрелковой дивизии Павел полтора месяца дрался на Лужском рубеже. Оборона Луги стала блестящим примером героизма бойцов и офицеров, она спасла Ленинград, обеспечила ему устойчивость обороны. 10 июля берега рек Плюссы, а позднее Луги, Мшаги, Оредежи стали рубежами мужества, массового героизма советских воинов. Это было начало героической обороны Ленинграда, и здесь начинал биться с врагом Павел Митин. А битва была страшной — фашистское командование сосредоточило на этом направлении основные усилия наступающих войск группы армий «Север».

Противник к 10 июля, пройдя за 18 суток с начала войны более 600 километров, достиг реки Плюссы. За эти 18 дней войны наши войска оставили Литву, Латвию, часть территории РСФСР, а 9 июля — Псков. Создалась угроза выхода противника через Лугу к Ленинграду, падению которого Гитлер придавал огромное стратегическое и политическое значение. Высвободившиеся войска из группы армий «Север» в дальнейшем могли быть использованы для нанесения удара с северо-запада по Москве. Вот на это очень важное и ответственное направление и было переброшено одно из молодых войсковых соединений Ленинградского военного округа 177‑я стрелковая дивизия, личный состав которой был пополнен приписным составом из новгородцев.

7 июля она заняла оборону южнее Луги, имея фронт обороны до 20 километров. В тот трудный, критический период дивизия не дрогнула. В книге Одиссея Мамонова «Остановленный блицкриг» есть документальные подтверждения значимости её усилий. «Активная оборона 177‑й стрелковой дивизии полковника Машошина А. Ф., перекрывшая все дороги, которые вели к Ленинграду с юга, стойкость войск на Лужском рубеже и задержка противника на дальних подступах к Ленинграду явилась крупным стратегическим успехом. Одна из крупнейших группировок немецко-фашистских войск — группа армий «Север» — была не только задержана почти на два месяца, но ей были нанесены большие, невосполнимые потери».

В ночь на 21 августа 41‑го года дивизия отошла севернее Луги и заняла рубеж Кемка — Санаторий Зачеренье, с командным пунктом в Долговке. Вела бои с дивизией СС «Полицай». Из воспоминаний командира дивизии А. Ф. Машошина: «Условлено было: сигнал, когда подойдут на пятьдесят метров. Самое жуткое в такой ситуации было так лежать! Идут! А сигнала нет. И вот-вот растопчут… Выдержали! Ураганный огонь — и каша у них! Назад ушло два-три десятка человек. Сзади через полчаса — вторая колонна. И так — до трёх раз. Всех положили. Несколько тысяч! Это помогло. Десять дней не предпринимали они никаких атак».

В течение первой половины сентября дивизия вела упорные бои, прорывая окружение в районе Вырицы, из окружения в конце этого месяца вышло не более 500 человек. Затем она была сформирована практически заново и сосредоточена на Невском пятачке. До 17 сентября вела безуспешное наступление, и опять от неё остались «крохи». В течение декабря 1941 года она вновь была укомплектована, фактически во второй раз заново.

В январе 1942 года дивизия была переправлена из Ленинграда по льду Ладожского озера и участвовала в Любанской операции. C 17 января 1944 года в ходе Новгородско-Лужской операции наносит удар в направлении Погостье-Шапки-Тосно. Прорвав оборону противника, разгромив «голубую» испанскую дивизию, освободила ряд населённых пунктов в полосе наступления. Затем взяла Любань, Лугу, была переброшена на Карельский перешеек. В Прибалтике встретила конец войны. Принимала капитуляцию курляндской группировки противника.

Боевой путь дивизии — и есть боевой путь Павла Митина. Ему удалось выжить в этом пекле и, хоть израненному, но вернуться домой. Надо было жить. Появилась новая семья, в которой родились двое сыновей. Вот только поднять их на ноги Павел Петрович не смог, подорванное на фронтах здоровье подвело. Не стало мужественного разведчика в начале 60‑х годов. Его супруга Зоя Александровна одна растила детей. Трудно приходилось — всю жизнь работала дояркой в колхозе, а это для женщины в послевоенные, да и во все последующие годы, было тяжёлой ношей. Сейчас она очень болеет. Живёт в родной деревне Голино. Сыновья Александр и Николай не забывают мать и хранят память об отце.

(О судьбе славного солдата, победителя в двух войнах, финской и Великой Отечественной, нам рассказала наша читательница Галина Сенина).

Настя БЕРГ
Фото из архива
семьи Митиных

Опубликовано в газете 8 мая

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА