Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Возле милых сердцу мест...

Для Ольги Берггольц такими местами были окрестности деревни Заручевье Боровёнковского сельского поселения. Три года назад здесь впервые прошёл день памяти поэтессы, который с лёгкой руки его организаторов теперь стал доброй традицией.

Очередное мероприятие, посвящённое памяти Ольги Берггольц, состоится в день рождения поэтессы - 16 мая. Как пояснила Елена ТУМАНОВА,  заместитель председателя комитета культуры и туризма, на сей раз сотрудники культуры постараются представить Заручевье гостям праздника глазами самой Ольги Фёдоровны, что стало возможным благодаря сохранившимся дневникам, где она подробно описывает своё пребывание в окуловской деревне.  Эти записи легли в основу экскурсионного маршрута «Неизвестное Заручевье», а с некоторыми материалами дневников Елена Николаевна знакомит сегодня наших читателей, помогая понять, в чём же секрет силы и легендарной популярности женщины, которая стала символом сопротивления осаждённого немцами Ленинграда.

Впечатления из детства
В Заручевье Ольга приезжала подростком с 1922 по 1924 годы, стараясь отразить все свои впечатления в своеобразных путевых картинках, которые делает в дневнике, сидя в вагоне отъезжающего поезда, где девочка «наблюдает за типами» и рисует портреты случайных попутчиков. Интересны её заметки о приготовлении крестьян к престольному празднику Преображения Господня, дню памяти святителя Тихона Задонского. Отдельное значение имеет описание церковной службы в усадьбе Матвейково, некогда принадлежавшей известному учёному, родоначальнику отечественной экспериментальной ботаники, академику Н.Н.Железнову. В это же время Ольга начинает увлекаться народным творчеством, записывать частушки, песни и сказки.

Надо отметить, что Ольга не просто набрасывает в дневнике впечатления дня, но стремится «перевести» их в «деревенские эскизы».

«Но, однако, как красивы они во время работы, - пишет она, - работа, это, можно сказать, их стихия. Они так быстры и ловки в работе. Особенно женщины: здесь ярко выражаются их природная грация и сила. Например, как красиво молотит тётя Настя. Мерно и чётко ударяет она по снопам, красиво подымая руки; полная грудь дрожит, на лице написана уверенность в своём уменье...»

«...Я невольно любовалась на них; их загорелые, некрасивые лица дышали силой и довольством. Как красиво и самоуверенно поднимала Паша сено над головой и несла его в амбар...

Я спрашивала себя, почему мне так нравятся эти люди? Они некрасивы, но поражают пластичностью жестов, что-то влечёт меня к ним, заставляет их любить и чувствовать их Братьями...»

С неподдельным восхищением она любуется красотами местной природы:

«Ну, вот мы и в деревне!.. Да и вообще какая тут природа! Какие незабудки! Какие поля, все усеяны цветочками. Ах! Очаровательно! Дивно! Какой великий художник - эта природа!»

«Ходили в Матвейково, лежавшее за 4 версты от нашей деревни. Шли и любовались видами полей и лесов. Действительно, какая прелесть! Какой великий художник сумеет передать эти цветистые поля, изукрашенные всевозможными цветами! Среди метёлочек, стройных и зелёных, мелькают синие, лиловые, красные, белые, жёлтые цветочки! А как много васильков в этот год! И какие красивые, милые незабудочки! Лес так и манит прохладой, а надо всем голубеет бирюзовое, прозрачное небо!»

Подробно описывает Ольга Фёдоровна в своём дневнике народный праздник в деревне Заручевье и впечатления, оставшиеся после посещения усадьбы Голинских, бывших помещиков:

«...Толпы нарядных баб и девушек  попадались там и сям. На крыльцах изб стояли крестьяне. В воздухе стояли звуки гармони и песен. Мы вышли на площадь или широкую улицу. О, боги! У меня даже в глазах запестрило. Какие яркие, яркие платья!

Все гуляли парами или по нескольку человек разом. Девки гуляли с парнями и без парней.

Деревенские Дон-Жуаны, чтобы придать своему костюму больше шику, воткнули в козырьки своих шляп алые цветы шиповника. С гармониями через плечо они важно расхаживали, пели любовные частушки и бросали томные взгляды на кралей...»

«Имение мне очень понравилось; старый барский дом, с вышкой и балконами; большой красивый сад с фруктовыми деревьями и с тихими стоячими прудами, цепная злая собака, флигеля, толстая, шатающаяся по двору свинья - всё это так и напоминало старосветских помещиков. В доме тоже было очень хорошо, особенно в гостиной...»

А вот запись, сделанная тринадцатилетней Ольгой, осуждающей разрушительное отношение к храмам:

«Мы допустили, чтобы наши светлые церкви ограбили, разорили, поругались над святыми мощами, мы терпели всё это! Мы молчали и молча помогали обирать святые храмы, мы отдавали всё это сами, мы, православные христиане, славящиеся своим благочестием!!! И теперь … наших царей вскрывают, поругивают, а мы … молчим. Что же? Мы, вероятно, будем молчать до тех пор, пока нас не будут расстреливать, так, за здорово живёшь...»

Одна на всех Победа
У людей старшего поколения имя Ольги Фёдоровны вызывает особые чувства. В её биографии была и революция, и репрессии 30-х годов, и Ленинградская блокада. Известные каждому в нашей стране слова «Никто не забыт, ничто не забыто» впервые произнесла именно Ольга Берггольц, ведущая ленинградского радио в осаждённом городе. В эти страшные дни она стала поистине народной поэтессой, разделив с ленинградцами весь ужас того страшного времени, вселяя в них надежду своими стихами.

Её судьба во многом трагична: она пережила сталинскую тюрьму, смерть дочерей. И тем не менее, ей хватило мужества не только выжить самой, но и помочь выстоять в эти суровые годы своим землякам.

Её негромкий голос стал голосом осаждённого города, голосом веры в победу. Почти каждый день она садилась к микрофону и успокаивала, вдохновляла, отогревала оцепеневшие от голода и холода души, поднимала их к высотам жизни, как сестра и мать требовала: будь сильнее страха смерти, живи, борись и побеждай. Своё гордое и мужественное «я» она переплавляла в «я» каждого своего слушателя: «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить...»

Душа и слово Ольги Берггольц были настроены так, чтобы постоянно впитывать и удерживать в себе людские страдания, постоянно идти на боль, как на костёр, обуглив душу, обратить страдание в силу, отчаяние — в надежду и даже саму смерть — в бессмертие...

...Мы защищаем
                   наш город любимый,
Любые испытания деля,
Клянусь тебе,
                   что мы неистребимы,
За нами — наша русская земля...

«Дневные звёзды»
Дневные звёзды — образ, который Ольга Берггольц пронесла через всю жизнь. Когда-то давно, в детстве, деревенский учитель рассказал ей, что кроме ночных звёзд есть и дневные. Они никогда не исчезают с неба, но не видны днём, потому что их затмевает солнце. Дневные звёзды можно увидеть только в очень глубоких и тихих колодцах.

И свою Главную книгу, ту, о которой, как сказала сама Берггольц, всю жизнь мечтает каждый писатель, она назвала «Дневные звёзды». Книга, в которой Ольга Фёдоровна пишет о себе и своём поколении, получилась сильной и предельно откровенной: «Я раскрыла перед вами душу, как створки колодца, со всем его сумраком и светом. Загляните же в него! И если вы увидите хоть часть себя, хоть часть своего пути - значит, вы увидели дневные звезды»...

Наталья АЛЕКСАНДРОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА