Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Ветеран из Ташкента

Подберезские школьники встречаются со многими ветеранами своего поселения, среди них и участник Великой Отечественной войны – Абдулахат Джураевич Абдуразаков. Но информации о его военной судьбе в школьных архивах немного, не нашлось её и в архиве редакции. Захотелось восполнить этот пробел.

Собираясь на встречу с Абдулахатом Джураевичем, я немного волновалась: «Получится ли разговор, ведь ему больше 90 лет, шутка ли? Но мои опасения оказались напрасными – сам ветеран с удовольствием вспомнил былое, а также много информации сохранилось в семейном архиве, бережно собранном его дочерью Людмилой Абдуразаковой. Из солнечного Узбекистана в Подберезье он приехал в 1996 году. Так уж сложилось, что сначала судьба забросила в наш город его старшую дочь Людмилу. Как она сама призналась, думала временно, но приглянулась ей наша северо-западная сторона, осталась навсегда. А когда в стране началась перестройка, уютная, налаженная жизнь в родном Ташкенте рухнула, и вся большая семья Абдуразаковых обосновалась на Новгородчине.

Не дожидаясь повесток
Людмила бережно хранит всё, что связано с боевым прошлым отца – наградные листы, переписку с однополчанами, и даже вместе с отцом часто выезжала на встречи ветеранов дивизии в другие города страны. Но память хорошая и у отца, она хранит каждый день, каждый год, опалённый войной. Ветеран до сих пор не перестает удивляться, как ему удалось выжить в те страшные дни. Ведь он в составе 49-й Гвардейской Херсонской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии участвовал в обороне Москвы, воевал под Ржевом, крушил врага под Сталинградом, освобождал Херсон, Одессу, Николаев, дошёл до западных рубежей нашей Родины, участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии.

Известие о начале войны жители далёкого Узбекистана восприняли так же как и все население нашей необъятной страны, с тревогой и болью. Молодые люди, не дожидаясь повесток, уже на другой день атаковали местные военкоматы – все рвались на фронт. 19-летний Абдулахат был одним из них. После двухмесячной военной подготовки, необстрелянный новобранец в составе 107-й мотострелковой дивизии под командованием полковника Порфирия Чанчибадзе в декабре 1941 года участвует в битве под Москвой. Крылатые слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» запомнились солдату на всю жизнь, они стали настоящим девизом обороны столицы. Изрядно поредевшая 107-я мотострелковая дивизия с честью выполнила воинский долг, ценою невероятных потерь сопротивление фашистов было остановлено. Но отдыхать не пришлось. Выполняя приказ Сталина – любой ценой освободить город Ржев, бойцы дивизии ещё несколько дней держали оборону на подступах к этому легендарному городу. После тяжелейших боёв под Ржевом, потеряв почти половину состава, дивизия была отправлена в город Тамбов на переформирование. Здесь бойцы узнали радостную весть: 13 января 1942 года их соединение в числе первых было преобразовано во 2-ю гвардейскую мотострелковую дивизию. Которая потом вошла в состав 2-й гвардейской армии под командованием Родиона Малиновского. Стратегическая задача, которую должна была решить вновь созданная армия, – это разгром фашистской группировки под Сталинградом.

– Наша дивизия вошла в состав 2-й гвардейской армии и стала называться 49-й гвардейской дивизией, – вспоминает Абдулахат Джураевич, – Заслужить звание «гвардейская» было очень почётно, и мы этим очень гордились. В начале декабря нас подняли по тревоге и бросили против самой мощной немецкой группировки генерала Манштейна, которая рвалась на помощь армии Паулюса, попавшей в окружение под Сталинградом. По количеству техники, участвующей в сражении, эту битву военные часто называли второй Курской дугой. Впервые, именно здесь, немцы выдвинули в бой батальон танков «Тигр» с усиленной 100-миллиметровой бронёй. Но наши танкисты не дрогнули, быстро определили уязвимые места «чудо- техники» и научились ей противостоять. Жестокие бои не прекращались несколько дней, много наших солдат полегло. Сам генерал-лейтенант Родион Яковлевич Малиновский выступил перед бойцами дивизии со словами: «Мои бойцы, мои дети! От вас зависит исход битвы под Сталинградом. Против нас самая сильная немецкая армия, но я уверен мы победим» У нас как будто крылья выросли и силы откуда-то взялись. В итоге танковая группировка Манштейна была отброшена к посёлку Котельниково. Его освободили в конце 1942 года, а затем наша дивизия двинулись в южном направлении – Новочеркасск, Таганрог, Одесса.

Абдулахату Джураевичу долго говорить было трудно, поэтому мы с Людмилой дали ему возможность немного отдохнуть, а сами стали рассматривать подробную карту южного направления боевых действий 49-й Гвардейской Херсонской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии – такое длинное название она получила уже к началу 1944 года. Кстати, эту карту, очень подробную, с датами и названиями всех боевых точек, составили сами ветераны дивизии. Задались вопросом: «Когда же она стала «Херсонская»?». Абдулахат Джураевич объяснил:

– 13 марта 1944 года мы успешно форсировали Днепр как раз напротив Херсона, ширина реки в этом месте была 1067 метров. Трудно пришлось, немцы обстреливали наш берег почти беспрерывно, но мы переправились и почти сходу освободили Херсон. Вот тогда приказом Сталина дивизия и стала называться Херсонской. А за освобождение Одессы получила орден Суворова 2-й степени.

Разведка – глаза и уши дивизии
– Я всю войну служил в полковой разведке, – продолжил ветеран. – Не зря говорят, что разведка – глаза и уши армии, ведь от раздобытых нами сведений о системе огня, местности зависел общий успех предстоящего боя. Однажды нам дали задание – засечь немецкие огневые точки и захватить «языка». С заданием справились, но в темноте даже не разобрались, что захватили в плен немецкого генерала. Он оказался разговорчивый, много полезной информации выложил. Нас потом сам генерал-лейтенант Малиновский поблагодарил за службу, все участники операции были награждены медалями «За боевые заслуги». Это была моя первая и самая дорогая награда.

Продолжаем виртуальное путешествие по боевому маршруту легендарной дивизии – Николаев, Одесса, Тирасполь, Бендеры, Дубоссары, Кишинёв, Каховка. И везде тяжёлые кровопролитные бои. По словам Абдулахата Джураевича, особенно жаркие схватки были при окружении ясско-кишинёвской группировки немцев, в которую входило 22 дивизии.

За пять лет войны он потерял много друзей-однополчан, а вот самому, можно сказать, повезло – только дважды был ранен. Первое ранение – под Москвой, когда во время выполнения очередного задания в тылу врага нарвались на патруль. Разведчики, как известно, шуметь не любят, пришлось схватиться с фашистами в рукопашной, отбивались прикладами и ножами. Досталось в этой борьбе и нашему герою – удар прикладом по голове был такой силы, что он потерял сознание, очнулся уже в госпитале. А второе ранение было в ногу уже в Будапеште, тоже месяц в госпитале лечился. Раненая нога до сих пор напоминает о себе – к перемене погоды начинает болеть. А самое тяжелое впечатление осталось у солдата даже не от сражений на поле боя – война есть война, а от страшной картины, которую пришлось однажды наблюдать недалеко от Херсона гвардейцам-разведчикам:

– У деревни Берёзовка к нам подбежал мальчик с криком: «Помогите! Они сожгут всех!». Мы побежали в деревню, а там местные полицаи перед уходом заперли людей в бараке и подожгли. Мы вовремя подоспели, 37 человек спасли, но многие получили тяжёлые ожоги. Как это возможно своих земляков жечь заживо? В нашей дивизии служили бойцы самых разных национальностей, но общая цель – победить врага нас крепко объединяла, на национальной почве никаких обид и раздоров не было. Меня, например, звали просто «Ташкент», так как некоторым трудно было выговорить моё имя. Уже после войны однополчане меня тоже так продолжали называть.

С войной покончили мы счёты
О том, что фашистская Германия капитулировала, узнали гвардейцы несколько раньше официальной даты – 6 мая в Вене. Радовались окончанию войны, строили планы мирной жизни. Но в родной Ташкент вернулся наш герой только в конце 1948 года. Дело в том, что сразу после войны в Китай сбежали военные преступники, которые служили в немецких карательных войсках, были полицаями, на чьих руках кровь мирных жителей. Задача разведчиков была найти преступников, чтобы они предстали перед судом.

Вернулся домой, много лет работал оперуполномоченным уголовного розыска. Это были страшные годы детской беспризорщины. Благодаря мудрости и умению находить общий язык с подростками ему удалось спасти десятки детских судеб.

– Он всегда был общительный, до сих пор любит пошутить, поговорить, – рассказала Людмила. – В Киеве он часто бывал у своего однополчанина, тоже разведчика Василия Григорьевича Гладкова, в День Победы гвардейцы не раз встречались в легендарной Каховке, в Херсон их приглашали школьники на открытие музея воинской славы. В год 50-летия Великой Победы принимал участие в Марше ветеранов на Красной площади. Он тогда так разволновался, что я побоялась отпускать одного, поехала вместе с ним в Москву. Всё прошло великолепно, в столицу приехали ветераны его дивизии, с которыми он часто встречался, вёл переписку. Я запомнила их всех вместе, тогда в 1995 году перед началом Парада Победы – такие сильные, красивые, весёлые, мне с ними было всегда очень интересно общаться.

На прощание Абдулахат Джураевич поделился секретом долголетия: «Я за всю жизнь ни разу не сказал ни одного слова неправды. Ложь и  притворство не переношу. Наверное, поэтому и на войне, и в мирной жизни Всевышний был ко мне милостив».

Евгения АБАШЕВА
Фото автора

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА