69 лет минуло с того времени, как закончилась Великая Отечественная война. Совсем мало осталось живых её свидетелей. Но до сих пор не названы все имена солдат, отдавших свои жизни за мир на земле. До сих пор ежегодно мраморные плиты мемориалов по всей стране пополняются новыми именами.
Большая работа по увековечению имён погибших идёт и в нашем районе. В Трегубовском сельском поселении её ведут Татьяна Андреева и Валентина Севостьянова.
– Это не просто работа, делаем мы её по велению сердца, – говорит Татьяна Геннадьевна. – Когда я только начала заниматься перепиской с родными погибших, сначала не до конца понимала, насколько это важно для них. Проходит год за годом, минуло почти семь десятков лет со дня окончания войны, а поток обращений не становится меньше. Люди продолжают искать. Со всех концов страны приходят письма с просьбами о помощи. Люди, которые обращаются к нам, приезжают на могилы родных, становятся нам по-настоящему близкими. Они рассказывают о своей жизни, делятся радостями и проблемами. У каждого из них своя горькая история. Чувства, которые они испытывают, впервые увидев на мраморной плите родное имя, сильны, несмотря на прошедшие годы.
«И среди них – мой отец…»
Без малого 65 лет считался пропавшим без вести солдат Назар Лаптев. Его дочери, Ульяне, в июне 1941 было всего 5 лет, но она помнит, как вместе со всеми провожала отца на фронт. Помнит его большие руки и грустную улыбку. Потом пришло сообщение, что он пропал без вести, но семья продолжала ждать пять, десять, пятнадцать лет после войны. Ведь были известны случаи, когда солдаты, попавшие в плен, возвращались. К сожалению, чуда не случилось.
Ульяна Назаровна начала искать отца. Несколько лет посылала запросы, сначала в военкомат Кирова, откуда он был призван, затем в Центральный военный архив г. Подольск. Получала отказы и писала вновь. Прошло шесть лет, прежде чем пришёл долгожданный ответ: Назар Сидорович Лаптев погиб в боях в августе 1941 года под городом Чудово Новгородской области. Ульяна Назаровна написала в администрацию Трегубовского сельского поселения:
«Я высылаю вам документ о том, что нашёлся мой отец Лаптев Назар Сидорович, которого я разыскивала долго. Но вот наконец-то известили о нахождении его могилки…
Я дочь Лаптева Назара Сидоровича…»
В 2007 году Ульяна Назаровна из Северной Осетии вместе с дочерью приехала на могилу отца. В интервью корреспонденту газеты завода «Электроцинк», которое она дала после поездки, женщина рассказала:
– Я плакала, когда узнала о последних днях жизни отца.
17 августа близ Любиного Поля 2-я ударная армия попала в «мешок». На пятачке, со всех сторон окружённом немцами, в течение двух дней, по официальным данным, полегло более 11 тысяч человек. И среди них – мой отец… Мы были удивлены, с каким трепетом относятся жители Чудова и всей Новгородской области к памяти тех, кто воевал за их маленькую родину.
Вырезку из местной газеты со словами благодарности Ульяна Назаровна тоже прислала в администрацию поселения.
А вот какое письмо пришло в Трегубово из г. Великие Луки от Лидии Дмитриевны Соколовой (Чукмасовой):
«…Мой отец, красноармеец Чукмасов Дмитрий Ива-нович, рождённый в 1901 году, погиб 8 апреля 1942 года и перезахоронен на воинское захоронение Любино Поле Чудовского района Новгородской области. Я посещала это место в 1988 или 89-м году. Тогда на братском захоронении не было никакого памятника или плит с именами погибших. Я собираюсь посетить Чудово и Любино Поле с детьми и внуками.
Нашему отцу, деду исполнилось бы в этом году 110 лет». (2011 год)
Лидия Дмитриевна – человек творческий, вот строки из стихотворения, которое она посвятила своему отцу:
«Чтоб положить венок
на братскую могилу,
Господь здоровье дал
и разум сохранил.
Отцы погибли,
чтоб мы долго жили,
И память в нас жила б,
покуда хватит сил».
«Если хочешь представить, как он выглядел, посмотрись в зеркало»
В этом году исполнилось бы 100 лет Рыбакову Сергею Николаевичу, отцу Тамары Сергеевны Анисимовой, который также воевал и погиб на нашей Чудовской земле, и его имя увековечено на памятных плитах мемориала Любино Поле в 2011 году.
Живым отца Тамара Сергеевна не помнит, она родилась в мае 41-го, менее чем за месяц до начала войны. Не осталось даже ни одной его фотографии. Когда она расспрашивала мать о том, каким был папа, та отвечала: «Если хочешь представить, как он выглядел, посмотрись в зеркало».
Родители познакомились в 1940 году. Оба работали на заводе сельскохозяйственных машин им. Ухтомского в Люберцах. Когда поженились, им дали комнатку в деревянном доме. Отец работал военпредом, имел бронь. Когда фашисты стали подступать к Москве, завод должны были эвакуировать. Мама, так как ребёнок был совсем маленький, от эвакуации отказалась. Отец не поехал один, и его призвали в армию: сначала отправили на краткосрочную боевую подготовку, а затем на фронт. Когда он проезжал через Москву, отправил маме телеграмму, и они встретились на Казанском вокзале. Это короткое свидание было последним, никаких известий и писем от отца не приходило. Когда закончилась война, мама обратилась в военкомат, и только в октябре 1946 года получила извещение о гибели мужа в апреле 1942 года. Там было сказано о проявленном им геройстве и мужестве.
«Не могу себе простить, что начала поиски места захоронения отца так поздно, в 2011 году, когда мамы уже не было в живых, – рассказывает Тамара Сергеевна. – Начала поиски с обращения в Люберецкий военкомат, откуда был призван отец, обращалась в военкомат Тверской области, в Оленинский военкомат. Ответы были неутешительными. Направил меня на верный путь мой коллега – директор Оленинской школы Тверской области… он прислал мне страничку данных ОБД Мемориал и лист из 29-го тома Книги памяти Московской области с уточнёнными данными об отце с указанием места захоронения в деревне Любино Поле Чудовского района…»
В год 70-летия гибели отца Тамара Сергеевна с внуком посетила мемориал и поклонилась его праху, она надеется, что в этом году снова побывает на Чудовской земле, ставшей и ей родной.
Татьяна ИВАНОВА
Опубликовано в газете 8 мая