В праздник Старорусской иконы Божией Матери митрополит Лев и епископ Ефрем совершили Божественную литургию
17 мая в праздник Старорусской иконы Божией Матери митрополит Новгородский и Старорусский Лев и епископ Боровичский и Пестовский Ефрем в сослужении духовенства Новгородского и Старорусского благочиний совершили Божественную литургию в церкви великомученика Георгия Победоносца Старой Руссы (на фото), где хранится чудотворная икона (современный список). Богослужение сопровождалось пением хора Георгиевской церкви.
Кроме того, за литургией митрополит Лев удостоил настоятеля церкви Святой Троицы священника Виталия Александрова права ношения золотого наперсного креста. По окончании литургии были совершены молебен перед чудотворной иконой Старорусской Матери Божией и крестный ход.
Митрополит Лев обратился к молящимся с проповедью о вере и уповании на заступничество Пресвятой Богородицы как условии явления милости Божией через святые иконы. Также Владыка подчеркнул важность молитвы за Отечество как личного вклада каждого христианина в дело устроения государства и проявления веры и любви к окружающим людям.
Старорусская икона Божией Матери является одной из красивейших и величественнейших по размерам и духоносной благодатной силе в России и во всем православном мире. Это была выносная икона, которая выходила в народ в дни государственных нестроений, смут, моровых поветрий, голода и эпидемий. Народ прикладывался и молился Божией Матери, возлагая на Нее все свои надежды. Ее дважды в год обносили по городу, вынося из стен Спасо-Преображенского монастыря, 17 мая и 1 октября.
По преданию, чудотворный образ Богородицы привезли в Новгородскую землю из греческого города Ольвиополя в конце X столетия. Была икона небывало больших размеров: примерно 260 см в высоту и 190 в ширину. Чудеса по молитвам перед ней стали происходить в годы правления Ивана Грозного. А около 1570 года на новгородские земли пришла беда — моровое поветрие. Некоему жителю Тихвина было откровение: чтобы эпидемия прекратилась, нужно перенести икону в Тихвин, а Тихвинскую — в Старую Руссу. И было по сему. По другой версии во время мора Старорусскую икону носили по селениям, пока она не оказалась в Тихвине, где непредвиденно задержалась более чем на 300 лет.
Рушане неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В конце XVIII столетия для рушан была сделана точная копия иконы. Ее поместили в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, где она также стала прославляться чудесами. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря.
«На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелились пятнадцать бесноватых кликуш — женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивился этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную».
Чудотворная икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре до прихода к власти большевиков, которые «разорили» ее и передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации, в августе 1941 года, древняя святыня исчезла из Старой Руссы и до сих пор не была обретена.
Виктория ГЕНН
Фото из архива «НВ»
Опубликовано в газете 21 мая