Жители города наверняка обратили внимание, что в начале апреля в районе железнодорожного вокзала расположился восстановительный поезд. Рабочим до начала лета предстоит провести реконструкцию первого главного пути на перегоне Малая Вишера – Бурга.
Для города, чья судьба с самого начала была связана с главной магистралью страны, ремонт колеи – вещь привычная. Тем не менее, нынешнему наверняка будет отведено особое место, как когда-то, например, мостам Дмитрия Журавского. Всё дело в том, что на этом участке работы по усилению пути производятся с помощью единственной в России высокопроизводительной машины для оздоровления земляного полотна AHM-800R и по новой для нашей страны технологии.
Не секрет, что сегодняшний уровень технологических решений в области путевого хозяйства уступает по ряду позиций лучшим зарубежным достижениям. Трудоёмкость работ по текущему содержанию пути на наших железных дорогах в несколько раз выше, а межремонтные сроки значительно меньше, чем на Западе. Преодолеть эту проблему должно помочь внедрение современной техники и технологий, которые уже оправдали себя в мире. AHM-800R, изготавливаемая компанией «Плассер и Тойрер», из их числа.
Путевая машина австрийского производства даже чисто внешне выглядит впечатляюще: только рабочая часть метров пятьдесят. Но ещё интересней, как с её помощью создаётся практически заново путевое полотно. Прапрадеды маловишерских железнодорожников, строившие магистраль с помощью тачки, кирки и лома, деды, десятилетиями менявшие рельсы примерно с тем же набором инструментов, и представить себе не могли, как это происходит сейчас. Даже в 2008 году, как рассказывал заместитель начальника дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Владимир Берестецкий, когда проводился ремонт участка Мстинский Мост – Боровёнка, путь сначала снимали, старый щебень вывозили, завозили асфальт, его укатывали катками, потом укладывали свежий щебень.
Сейчас машинист AHM-800R с помощью электроники выдвигает желоба с баровой цепью, которую путевые рабочие заправляют под рельсы, предварительно выбрав на определённом участке щебёнку глубиной сантиметров на сорок (без ручного труда на начальном этапе всё-таки не обойтись). А далее огромные зубья цепи сами выгребают щебень из-под шпал. По транспортёру он попадает в накопитель. Часть отработанного материала ссыпается в полосу отвода, а другая идёт в дробилку и смешивается с песчано-гравийной смесью. Другая баровая цепь срезает уже земляное полотно – на 80 сантиметров.
На глубине машина укладывает георешётку (сетка примерно такого типа легла прошлой осенью под асфальт на некоторых улицах Вишеры), затем геотекстиль. Сверху на эту подложку насыпается слой песчано-гравийной супеси, смешанной с водой и цементом, – получается нечто похожее на бетонную дорогу. Утрамбовав ПГС специальными блоками, машина опускает рельсошпальную решётку, которую сама же во всё время земляных работ держит на весу при помощи мощнейших магнитов. Следом за AHM проходят хоппер-дозаторы, насыпая чистый щебень. Затем электробалластёр и подбивочно-рихтовочная машина Duomatic, которые тоже приподнимают рельсы вместе со шпалами, проводят выправку пути. На последнем этапе укладываются новые рельсы. Кстати, сказал Владимир Берестецкий, у нас есть и ещё одно достижение – самая длинная в России плеть бесстыкового пути – 73 километра от Мстинского Моста до Угловки. После нынешнего ремонта она может ещё увеличиться, новая технология это позволяет.
Путевая машина AHM-800R способна за сутки пройти около 600 метров железнодорожного полотна. Работают на этой технике специалисты Тосненской дистанции пути, часть из них прошла подготовку в Австрии. По правилам, через каждые 40 минут машину осматривают, раз в десять часов проводят профилактическое техническое обслуживание. Через каждые 100 метров на соответствие стандартам проверяется песчано-гравийная супесь.
Первое ремонтное «окно» на главном ходу Октябрьской дороги было объявлено с 11 по 29 апреля, второе началось 12 мая и продлится до конца месяца. Пассажирам, конечно, масштабные работы принесли определённые неудобства. Часть поездов дальнего следования добирается до конечной точки маршрута окольными путями, поэтому расписанием надо интересоваться заранее. Но в целом за 36 суток интенсивной работы на первом пути уложат и укрепят земляное полотно, поменяют рельсы, проведут обслуживание и ремонт различных технических средств, капитальный ремонт всех четырёх мостов на перегоне. Уже в начале лета поезда смогут преодолевать этот участок пути практически мгновенно, развивая скорость до 250 километров в час. К тому же опыт работы с новой техникой обязательно пригодится в будущем, и не только для нашей дистанции.
Валентина БАЗАНОВА
Опубликовано в газете 23 мая