Вторник, 24 июня 2025

Редакция

История моей малой Родины

(Исследовательская работа по летописи родного края)

В наше время интерес к изучению истории родного края значительно возрос. Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Я считаю, что современная молодёжь мало знает о родном крае, не знакома в достаточной степени с его прошлым  и настоящим.


Каждый человек должен знать и помнить место, где родились и жили его предки. Родина моих предков – это деревня с красивым и необычным для русского языка названием – «Целтнэ». И пусть его сейчас нет на карте нашего района, но память о деревне и её жителях до сих пор жива.

В поисках лучшей жизни
В мае 1795 года Курляндское герцогство было присоединено к Российской империи, в результате чего образовалась Курляндская губерния. Эмиграция в Курляндии активно началась после отмены крепостничества в 1817 году. Латышские крестьяне предпринимали попытки переселения в юго-восточные губернии России: Самарскую, Саратовскую, на Азовское море, в Сибирь, Польшу. В 1860-е годы возникло движение по переселению в Новгородскую губернию. Россия для латышских крестьян была страной, в которую реально можно было уехать, используя имеющиеся у них средства передвижения, юридические права и документы. Часть из них нашла свободные земли в наших краях и «осела» в верховьях рек Оскуя, Большая Осинка и Малая Осинка. Латыши всегда селились хуторами, только вокруг деревни Муратово их было 70. Среди переселившихся в Новгородскую губернию оказались и мои предки, которые решились строить здесь свою новую жизнь.

После революции, в 30-е годы, большевики решили соединить хутора в деревни и сёла для более простого обслуживания и лёгкости проживания. Одной из таких деревень и стала деревня Целтнэ. В деревне были почта, школа, клуб. Люди здесь жили работящие. Местные жители латышей уважали. На земле, в непростых природных условиях все жили в мире, помогая друг другу. Среди латышей были хорошие кузнецы, врачи, земледельцы.

В 1942 году всё латышское население принудительно вывезли с Чудовской земли в Сибирь (в неизвестном для местных жителей направлении). Теперь только карта района может приблизительно сказать, где находится урочище Целтнэ. Местные жители до сих пор помнят, где стояли и другие латышские хутора и как они назывались. И это последняя память о добрых, трудолюбивых соседях – латышах.

Жили и трудилисьна земле
Со слов моего деда, Владимира Эдуардовича Пленнэ, название деревни Целтнэ происходит от латышского слова zelt – «поднимать».

Находилась она на территориях рискованного земледелия  с подзолистыми почвами. Но этой деревне «повезло» больше других: она расположилась в пойме реки Большая Осинка. А поскольку приречные земли наиболее плодородны, то здесь росли хорошие урожаи разных культур: ржи, овса и льна, даже помидоры в открытом грунте. Около домов были разбиты большие фруктовые сады. Они и сегодня ещё заметны.

Дома  в основном  располагались по одну сторону реки. Деревня как бы вытянута в длину по одному берегу. Вокруг деревни – лес с характерной для нашей местности растительностью и животными. На этой территории жило много зверей, птиц, в большом количестве водились змеи. Рядом с деревней расположены большие массивы болот, откуда берут истоки реки нашего края.

Местные жители занимались животноводством. Большое развитие получило пчеловодство и заготовка леса. Многие сельчане собирали и запасали впрок грибы и ягоды. Место этому способствовало (кругом были верховые болота). Благодаря трудолюбию, жители деревни Целтнэ жили не бедно.  Мужчины часто занимались отхожим промыслом в городах. Они были отличными плотниками и столярами. Дома, в которых жили многочисленные крестьянские семьи, строили просторные. На фотографии, сделанной в начале 20 века, крестьянская семья моего прадеда сфотографирована в парадных костюмах, белых рубашках и галстуках (см. фото).

Моя большая семья
Про одну из таких семей я расскажу поподробнее со слов моего деда Пленнэ Владимира Эдуардовича и его родной сестры Труфановой (Пленнэ) Мильды Эдуардовны.

Из воспоминаний Владимира Эдуардовича Пленнэ:

«…На левом берегу, напротив деревни Целтнэ, стоял хутор моего деда – Пленнэ Жана Антоновича. У него была большая семья: жена Елизавета, сыновья: Освальд, Константин, Эдвард, Адольф, дочери Наталья, Эльвира и Эльза…»

Из воспоминаний Мильды Эдуардовны Труфановой (Пленнэ):

«…Я родилась на хуторе, недалеко от деревни Муратово Чудовского района Новгородской области. Хутор принадлежал родителям моего отца – Пленнэ Жану и его жене Елизавете. Это мои дедушка и бабушка. Отец родился тут же. Звали его Эдуард. У них была большая семья: 3 сестры и 4 брата. Были они крестьянами небедными. Отец мой женился 1930 году, приведя в семью мою маму Земтиньш Анну Карловну. Мамина семья была победнее. Они жили на поповской земле. Им приходилось платить за неё, отрабатывать.

По маминым рассказам, в её семье, все были сильными и работящими. Держали много скота. Зимой занимались заготовкой леса. На хуторе у них был большой сад. Мне было интересно по саду ходить. Но меня туда не очень-то и пускали, потому что было много змей... Хутор стоял на горе, а под горой текла речка Осинка. Мне она казалась в то время большой рекой. А когда я её вновь увидела, возвратившись из Сибири, она оказалась больше похожей на  ручей.

Перед финской войной с хуторов всех латышей переселили в деревню Целтнэ. Каждый должен был построить для своей семьи дом. Мы поселились в уже готовый, который бы рассчитан на две семьи. В одной половине жили Ключинова Мария с сыном Робертом. В другой – наша семья: мама, папа, я, папина младшая сестра Эльвира и бабушка Лиза, дедушка Жан умер за несколько лет до переселения в деревню.

Скоро началась  война с финнами. Из нашей деревни стали забирать мужчин и парней на войну. А перед этим, в 1937 году, мужчин забирали, как врагов народа. Так что горя было много. Приходили похоронки, и мы, дети, уже играли в войну. Делали из песка кладбище, и это уже было невесело.

Потом, помню, в 1941 году началась Великая Отечественная война. Тогда забрали оставшихся мужчин. Отвозили на автомашине, что была в колхозе. Осенью маму назначили сторожить собранный картофель. Она меня всегда брала с собой. И вот, в одну ночь, стали бомбить город Ленинград. А мы с мамой отдыхали в шалаше под ёлкой. И так мне стало страшно, потому что земля начала гудеть глухим гулом. После этой ночи я уже не ходила с мамой туда. Назначили, наверное, других людей. А папу с Эльвирой отправили на оборонную работу. Они где-то строили запасной аэродром и ещё что-то. Но вскоре вернулись домой. Потом нас стали эвакуировать из деревни. Довезли до какого-то лесничества, а дальше уже не пустили – отступали наши войска.

Начались холода. Люди стали возвращаться домой, в деревню. Мы с мамой отправились тоже. По дороге видели: над нами завязался бой двух самолётов – советского и немецкого… Конечно, наш самолёт был сбит. Это было так страшно.

История моей малой РодиныКогда пришли в деревню, мама решила в дом не заходить, а идти в наш подвал. Он находился в низине, за полем, где мы сажали картофель. Я помню, это был изгиб реки Осинки. На другом берегу был виден лес на горе. Мы с мамой провели там больше суток, пока за нами не пришёл отец. В подвале были припрятаны продукты, так как до эвакуации деревню уже бомбили. Продукты приготовили на случай, если надо будет уходить из дома. Однажды ночью в Целтнэ пришли немцы и расселились по домам. К нам поселили простых солдат, так как наш дом находился близко к лесу. В большой комнате стояли двухъярусные нары для них, а нас оставили в маленькой комнате. Немцы стояли у нас не так долго, их потом оттеснили к Волхову.

По маминым рассказам, у меня были густые волосы. От того, что долго не купалась, вся моя голова покрылась болячками, и волосы запеклись так, что их было не расчесать. Было это в Рождество – 25 декабря.

Немцам принесли рождественские подарки: всякие сладости. Один солдат зашёл, принёс подарок нам и показал фото своей дочери. Она была ровесница мне. Увидев, что мама плачет над моей головой, он на другой день привёл доктора, который намазал голову мазью, забинтовал и велел снять бинты через неделю. Когда мама их сняла, я осталась совсем лысой. Но вскоре волосы отросли и стали лучше, чем были.

После немцев пришли наши войска. У нас теперь жили два старшины – сибиряки Володя и Виктор. Они меня научили говорить на русском языке. Володя часто сажал меня на санки и возил через деревню в штаб. Но в основном, мы с ним катались с горки. Наверное, в Новосибирске, у него была такая же дочь…

У немцев всегда было много разных продуктов – целые ящики. А вот наши солдатики питались тем, что было припасено у нас. А в мае 1942 года нас вывезли в Сибирь тремя партиями. Оттуда вернулись немногие… Так закончилось моё детство в деревне Целтнэ».

Сегодня тут вырос лес
В 70-х годах деревня Целтнэ перестала существовать. Осталось только место и память о ней да камни, лежащие «странным образом». Это остатки фундаментов домов.

В 70-х годах прошлого века деревня разделила судьбу многих тысяч российских деревень и исчезла с карты. Лес постепенно поглотил её территорию. Только остатки фундаментов и обрушившиеся колодцы указывают на то, что здесь когда-то жили люди.

Пройдут десятилетия, и печальную судьбу латышских хуторов разделят многие русские деревни. А вслед за ними уйдут в небытие лица и имена тех, кто в них жил. Уйдут, потому что память о них хранить некому. Но разве мы этого хотим?

Урочище Целтнэ… Всего несколько десятков лет назад приветливая деревенька. Сегодня тут вырос лес, закрывающий своим зелёным телом несправедливость и порушенные судьбы людей, так любивших когда-то свой родной край, свою малую Родину. С нею ушла в небытие целая вековая эпоха крестьянской России, которая позволяла нашей стране черпать огромные силы из слитых воедино земли и народа. Земля осталась, а народа здесь больше нет, а значит, нет больше и той среды, которая веками рождала трудолюбивых, умелых, смекалистых, нравственно устойчивых новгородцев. Они умели и дом построить, и хлеб растить, и детей воспитывать, и Родину защищать.

Таких деревень только в Чудовском районе – десятки. А сколько их по всей стране? Но свято место пусто не бывает. А на то, что место свято, недвусмысленно указывают могилы наших прадедов, развалины домов и земля, обильно политая потом и кровью предков. С родной землёй так обращаться нельзя, нельзя бросать её, иначе она бросит нас!

Проведённая мною исследовательская работа показала: когда-то деревня Целтнэ процветала, а на сегодняшний день не существует. Но историю жизни деревень и людей нам обязательно надо знать и помнить, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знало свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. И я буду надеяться на то, что память о деревне Целтнэ и её жителях не канет в Лету.

Роман ПЛЕННЭ,
ученик 9 класса
школы с. Оскуй
(Руководитель – директор школы
О.В. Воронкина)
Фото из семейного архива

Опубликовано в газете 29 мая

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Рай собачий

Рай собачий

В Новгородском округе поселилась стая хаски, обожающая людей

Мой прадедушка — герой!

Мой прадедушка — герой!

В нашей семье много героев Великой Отечественной войны, но особенно мы гордимся моим прадедушкой Виктором Степановичем А...

На начальном этапе

На начальном этапе

Продолжается ремонт фасада здания Центральной районной библиотеки.

Небо стало ближе

Небо стало ближе

В минувшие выходные Мошенской аэродром встречал гостей, пилотов, авиаторов и всех, кто не мыслит жизни без неба, на авиационном фестивале «Небо зовёт»

Вопрос из класса

Вопрос из класса

За плечами математика Екатерины КОРЖОВОЙ бакалавриат, магистратура, работа в большом городском учебном заведении в Пензе...

Ай да Печкин!

Ай да Печкин!

Редакционный аист подарил семье Семёновых сразу двух малышей

И огромный запас терпения

И огромный запас терпения

В Маловишерском ПНИ «Оксочи» медицинские работники и другой вспомогательный персонал выполняют ответственную и сложную м...

С любовью и заботой

С любовью и заботой

Наши «серебряные» волонтёры продолжают плести маскировочные сети для отправки в зону специальной военной операции

Возраст мудрости и опыта

Возраст мудрости и опыта

В конце мая своё 85‑летие отметила Валентина Петровна Трофимова, инвалид, бывший несовершеннолетний узник фашизма

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА