«Есть такая профессия — Родину защищать!» Эта крылатая фраза из художественного фильма Владимира Рогова «Офицеры» отражает смысл и суть профессии пограничника.
Границы государства охранялись всегда. В Древней Руси для защиты от кочевников и охраны её рубежей использовались оборонительные сооружения — валы и засечная черта. Они возводились вдоль границ русской территории. Для присмотра за ними создавалась засечная стража.
28 мая российские пограничники отмечают свой профессиональный праздник — на основании Указа Президента РФ от 1994 года «Об установлении Дня пограничника».
Россия — самая большая страна в мире, граничит с 18 государствами, её границы растягиваются на несколько тысяч километров по всему материку, и, конечно, должны охраняться. Пограничниками становятся люди специально обученные. Они соблюдают порядок в пограничной зоне, способны отразить вторжение на территорию государства, осуществляют пропуск людей через границу согласно закону. Если закон нарушен, обязаны задержать нарушителя. Оказывают поддержку таможенной службе и органам государственной безопасности.
Большая группа наших земляков в разное время проходила срочную службу в пограничных войсках. Один из них — Владимир Александрович Игнатьев из посёлка Первомайский, где когда–то «базировалась» районная «Сельхозтехника», в обиходе –СХТ. Воспитывался в большой трудолюбивой семье. До сих пор вспоминают его отца, Александра Васильевича Игнатьева, бессменного управляющего автотранспортом СХТ. Мать, Мария Ивановна — фельдшер по образованию, трудилась в местном детском саду. И своих троих детей родители воспитали, как положено.
В далёком 1974 году закончил Владимир Молвотицкую среднюю школу. С большой теплотой говорил он о своих одноклассниках, а их было 26 человек, вспомнил классного руководителя Надежду Васильевну Макову, Леонида Деодоровича Соловьёва, преподавателя НВП. Его уроки очень помогли во время службы в армии. А весь дальнейший армейский путь во многом определился выбором профессии водителя. С самого детства окружали машины, шофера, как-никак, в шофёрском посёлке вырос. Так что до призыва успел поработать водителем.
Вместе с земляками — Владимиром Барляевым, Дмитрием Павловым, Евгением Ершовым призвался в пограничную часть, расположенную в эстонском посёлке Азери. Там проходил так называемую «учебку» в течение трёх месяцев. Становился солдатом, обучаясь стрельбе, строевой подготовке, солдатской дисциплине, тонкостям пограничной службы. На вопрос о «дедовщине» ответил отрицательно, вспомнил шутку, когда уже после отбоя старшина отдавал команды солдатам, лежащим на кроватях, «налево, направо, кругом». Ну это, как бы сейчас сказали, для «прикола». Служили под началом умных офицеров, от которых во многом зависела служба. Столько лет прошло, а помнит Владимир капитана Лесогора, замполита Ерёменко. А прапорщик Мисковский, участник Великой Отечественной войны, кроме служебных занятий, рассказывал, как воевал.
Следующие три месяца служил в пограничном отряде в городе Ракверэ, в автороте совершенствовал навыки водителя.
После учебки распределили для дальнейшего прохождения службы на 1 –ю заставу (всего в отряде было 8 застав), дали машину ГАЗ- 66.
— Основная моя служба проходила в автороте. Возил маневренные группы в наряды вдоль береговой линии границы, посты технического наблюдения. То есть, специалистов по обслуживанию радиолокационных станций, предназначенных для обнаружения морских целей. Развозил солдат на полигоны, где проходили стрельбы. Приходилось возить детей в школу в Кохтла-Ярве. За 11 месяцев наколесил 67 тысяч километров.
Техники не хватало, работал без выходных практически, в отпуск домой тоже не пришлось съездить, работа есть работа, да ещё и военная, — рассказывает Владимир.
Хотелось услышать от бывшего пограничника о шпионах, диверсантах, нарушителях. Улыбается мой собеседник. Не было посягательств на нашу границу. Лишь однажды задержали группу эстонцев, которые пытались перебраться в буржуазную Финляндию. Хотя чего им не хватало дома? Приходилось бывать на эстонских хуторах, где почти повсеместно были пункты по приёму молока. Порядок везде исключительный, дороги даже местные посыпаны щебёнкой. Информационное поле обширное. Множество телеканалов, иногда солдаты смотрели передачи, но за этим строго следили, на заставе их отключали.
Об одной нестандартной ситуации рассказал Владимир, конечно, под напором моих просьб рассказать о чём -нибудь этаком. На мониторе локатора зафиксирована точка, какой -то неопознанный объект. Оказалось, льдом раздавило баржу с грузом. Так один эстонец пытался затащить бочку на берег и был пойман с поличным пограничниками. Конечно, никакой политики в этом не значилось, а сметливые мужички, что русские, что эстонские, есть и были всегда.
Последние месяцы выполнял обязанности непосредственно пограничные. Совершал обход так называемых флангов. Наряд проходил по берегу фланги длиною в 12 и 32 километра. Первый обход в 32 километра помнит до сих пор. Были фланги абсолютно пустые, одна природа. А были и такие, где сплошь населённые пункты, естественно, закрытые, вход и въезд только по пропускам. Требовалось в этом деле внимание и спокойствие. Например, в Усть –Нарве отрезок контролируемой границы протяжённостью в пять километров представлял собой пляж. Санатории, дома отдыха, международный лагерь отдыха, соревнования по плаванию проводились. Служба пограничная действовала постоянно.
На вопрос, что даёт армия, Владимир уверенно ответил, что очень многое. Молодые люди приобретают опыт общения в коллективе, привыкают к порядку, дисциплине.
— Кроме всего прочего, я приобрёл опыт вождения, получил 2‑й класс водительский, нашёл друзей, с которыми общаюсь и сейчас. Даже относительно здоровья, ни разу не простудился на службе, хотя «на гражданке» случалось часто. Служить в армии молодёжь должна, какой ты мужик, если прячешься, не учишься защищать свою Родину. Хочу назвать ребят нашего пограничного братства: Иван Уткин, Николай Жуков, Евгений Касаткин, Владимир Григорьев, Александр Соловьёв, Александр Скородумов, Сергей Будков, Дмитрий Павлов, — продолжает Владимир.
В ходе работы над материалом выяснила, что очень большому количеству марёвцев была доверена пограничная служба. Например, два брата Будковых посвятили ей жизнь, Сергей дослужился до звания подполковника, Александр — майора. Роман Николаев принимал участие в боевых действиях на Таджико-Афганской границе.Всех назвать сегодня нет возможности. Но все они достойны внимания и уважения.
А Владимир после армии вернулся в родную СХТ и долгие годы трудился на предприятии, работал на ЗИЛе, возил строительные материалы, удобрения, торф. Работы — непочатый край, думали, так будет всегда. С началом перестройки всё развалилось. Наша газета писала об этом трудном и даже трагическом времени, когда люди не знали, как жить дальше. Без работы мой собеседник не сидел никогда, он мужчина, кормилец семьи. Работал у предпринимателя, хотя время расцвета СХТ вспоминает часто.
Беседа закончилась, осталось замечательное впечатление от человека. Скромность, порядочность, доброта, трудолюбие отличают Владимира Александровича Игнатьева. Хранит он армейские фотографии, форменную пограничную шинель, зелёную фуражку и память о былом пограничном братстве.
Валентина ГОЛУБЕВА
Фото автора и из семейного
архива Игнатьевых
Опубликовано в газете 30 мая