Свой взгляд на творчество Фёдора Михайловича представили литературоведы, школьники и художники
Завершились XXIX Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность». За четыре дня, отведенные под диспуты и презентации, было представлено 65 докладов и вернисаж народного художника РФ Бориса Непомнящего, на котором художник показал рисунки и иллюстрации к произведениям писателя.
— Чем больше мы изучаем творчество Достоевского, тем больше понимаем, что ничего о нём не знаем, — резюмирует директор Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Наталья КОСТИНА. — Почти тридцатилетняя история чтений это подтверждает: каждый год мы заслушиваем новые доклады, которые нигде до этого никогда не обсуждались. Это наша принципиальная позиция, которая, как мы видим, трудностей докладчикам не доставляет. Наряду с участниками из России и стран ближнего зарубежья в этом году, например, в чтениях принимал участие и представитель Японии, который изучал издание произведений Достоевского и Томаса Манна в период мировых войн. Так что «копать» Фёдора Михайловича можно бесконечно.
С этим безоговорочно соглашается и Борис Непомнящий, иллюстрирующий произведения писателя с 80-х годов. За это время им созданы десятки листов, но, как признаётся график, тексты Достоевского по-прежнему кажутся ему неисчерпанными, а герои — притягательными своей необычностью, сложностью, а главное — реальностью.
— Достоевский — гений, он настолько всё предугадал, что всегда будет актуальным и современным, — говорит Борис НЕПОМНЯЩИЙ.
На выставке, открывшейся в научно-культурном центре Дома-музея, представлены 14 офортов к «Запискам из мертвого дома» и 14 рисунков к роману «Братья Карамазовы». Последний, к слову, является одним из любимейших произведений художника. Неудивительно, что именно Борис Львович стал автором художественного решения Музея романа Достоевского «Братья Карамазовы» в Старой Руссе. Работа над проектом ещё идёт. Планируется, что экспозиция будущего музея одного романа развернется в помещениях научно-культурного центра Дома-музея, которые превратятся в город Скотопригоньевск.
Работая над решением музея, художник создал большую серию рисунков, некоторые из них могут видеть и рушане. Из кажущегося хаоса серебристых линий возникают глубокие психологические портреты героев.
Вполне вероятно, что часть этих работ найдёт своё место и в оформлении будущего музея.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Опубликовано в газете 28 мая