Воскресенье, 14 сентября 2025

Редакция

Заветный альбом

Лучшие литографии Борис КУСТОДИЕВ сделал в Старой Руссе

В середине лета 1921 года знаменитый русский художник Борис Кустодиев приехал в Старую Руссу. Отнюдь не для отдыха, а на лечение от недуга, который мучил его с 1909 года.

Художник страдал болями в руке. Сперва не обращал на это внимания, но после 30 лет игнорировать недуг становилось все труднее. «Страдаю очень, особенно по утрам, — писал он друзьям. — Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже». Или: « К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Иногда приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком, из-за болей в руке — не спать».

Врачи предполагали у него костный туберкулез. В Швейцарии диагностировали опухоль в спинно-мозговом канале и требовали согласия на операцию. Он согласился. Операция, которую делал известный российский нейрохирург Лев Стуккей, продолжалась пять часов. Операция не была радикальной, но ходить после нее Кустодиев уже не смог. И в Старую Руссу он ехал уже закованный в жесткий корсет от подбородка до поясницы, ниже тела художник не чувствовал. Он едет в Руссу на грязи. Хотя аналогичный курс в Ялте дал только ухудшение.

Впечатления от города отражены в двух письмах родным:

28 июня 1921 года.
Старая Русса.

«Пока ехали с вокзала, я уже любовался чудесными картинами «моей» провинции. Так здесь много того, что я люблю: площадь, на которой посреди гостиного двора какой-то смешной архитектуры... стоят телеги с мужиками; церкви, монастыри и сады, сады и сады с густыми тополями, березами, кленами, ивами...

Дожидаюсь своего кресла, без которого совсем не могу сидеть. Завтра начну принимать ванны хвойно-соленые, после которых, говорят, больные начинают ходить, а одна выздоровевшая дама, говорят, с ума сошла от радости и уехала отсюда в сумасшедший дом, но здоровая! Вот хорошая перспектива для меня!!! Уж очень, значит, сильные целебные свойства здешних источников.

…Пишу, сидя боком на стуле, кое-как пристроившись рукой на окне, куда большая липа протянула свои пушистые ветки, на которых мои милые любимые «русские» птицы весь день что-то хлопотливо ищут, кричат и громко разговаривают».

Июль 1921 года.
Старая Русса.

«Меня позавчера возили в моем кресле по городу, он очень интересный! Сплошные сады, ивы, широкие улицы, маленькие домики. Есть дом, где жил Достоевский и где он написал своего «Подростка», — большой дом с тенистым садом, хочу его нарисовать...».

Однако деятельная натура Кустодиева не дала ему сосредоточиться на лечении. «Меня только и поддерживают эти мои мечты на будущее: много, много работы, — делится он с женой. — Несмотря на все я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, где-то внутри лежащей несмотря ни на что, радости жизни — просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы, и за это — спасибо».

Каков результат месячного пребывания на курорте? Неизвестно. Но, наверное, улучшение наступило, потому что в Старой Руссе, «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», художник создаёт серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома «Шестнадцать автолитографий».

Заветный альбомТираж альбома был мизерным — 300 экземпляров, но имел ошеломляющий успех. Биограф Кустодиева Всеволод Воинов записал в дневнике 22 декабря 1921 года: «Альбом Бориса Михайловича производит сильное впечатление. Успех потрясающий, слышу буквально со всех сторон. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём… В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. На другой же день цена была повышена Комитетом до 250 000 рублей, а через неделю уже до 450 000 рублей... В Москве этот альбом сразу стал продаваться в лавке Комитета по 500 000 рублей».

Папка с автолитографиями Кустодиева, названными «вершиной советской графики, дорогим историческим документом, выдающейся редкостью», в 1922 году с успехом экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции.

Кроме того, в Руссе он начал работу над несколькими картинами. В том числе — над полотном «Старая Русса».

А вот фрагмент из воспоминаний дочери художника Ирины Кустодиевой: «Как-то сидим с ним в парке, он пишет этюд. Подошли какие-то две девицы. Некрасивые, тощие. Стали они критиковать: «Не так пишете, по старинке. Вы видите только вперед, а теперь это никому не нужно, отжило». Стали учить, как надо писать, чтобы видеть и справа, и слева, и даже через себя, назад. Обе оказались ученицами модного тогда К. Малевича — «неосупрематиста», как его тогда называли. Показали и свои «произведения» — мазки одной краской в разные стороны.

Папа выслушал их, а потом, как всегда, добродушно иронизируя, сказал: «Спасибо за урок, милые барышни, но мне вас жаль! Сколько прекрасного вы не видите в жизни. Уж очень много смотрите направо, налево, вбок и назад. А впереди главного не видите!».

Кустодиев умер 26 мая 1927 года от крупозного воспаления легких. Он уже был настолько слаб, что, подхватив инфекцию, сгорел буквально за три дня…

Алиса СЕЛЕЗНЁВА

Опубликовано в газете 28 мая

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА