В Научно-культурном центре Дома-музея Достоевского открылась выставка работ Леонида Баранова.
Леонид Баранов — скульптор с мировым именем. Его произведения хранятся в крупнейших музеях страны — Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее, в Государственном музее А.С. Пушкина, многочисленных музеях и картинных галереях России и стран СНГ, зарубежных музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Рима, Милана, Франкфурта-на-Майне, Мюнхена, Торонто, Лондона…
Среди галереи героев Баранова — портреты Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Суворова, Радищева, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Особое место занимают образы Петра I, Екатерины II и Павла I.
Некоторым своим героям он посвящает целые циклы, обращаясь к ним вновь и вновь.
Скульптор умеет мастерски передать отличительные черты творческой личности — одухотворенность и дерзновенность. Несомненной творческой удачей скульптора стали памятники Петру I в Роттердаме (1997) и Достоевскому в Баден-Бадене (2004). Высокой оценки удостоились созданная им скульптурная группа «Московские архитекторы XVIII века Василий Баженов и Матвей Казаков» для дворцово-паркового ансамбля «Царицыно» (2007) и многие другие.
За последние годы Леонид Баранов провел целый ряд персональных выставок в Москве и других городах страны, внося заметное разнообразие в их составы и пространственные решения с учетом особенностей мест экспонирования. На небольшую выставку в Старой Руссе скульптор привез всего четыре работы. Главное место в экспозиции отдано Достоевскому, трагический образ которого является одним из ключевых в творчестве скульптора. Рядом с ним Радищев, вольнодумец, опередивший свое время, и Гоголь, великий страдалец, прорывающийся сквозь дебри заблуждений в поисках смысла бытия. Несколько особняком расположился Зигмунд Фрейд, заглянувший в бездну подсознательного, с научной точки зрения объяснивший в человеке то, что писатели открывали в художественно-образной форме. Экспозицию дополняют два бронзовых зеркала и «Хронос», воплощающие идею единства вечного и сиюминутного, настоящего и прошлого, реального и ирреального.
Выставка приурочена к открытию XXIX Международных Старорусских чтений «Достоевский и современность» и будет работать до 10 сентября.
Алиса СЕЛЕЗНЁВА
Фото из архива «НВ»
Опубликовано в газете 28 мая