Владелец одного из любытинских магазинов обвиняется в нарушении норм авторского права — приобретении и хранении контрафактных экземпляров авторских произведений в целях сбыта.
В подсобке его павильона работники прокуратуры обнаружили 2043 упаковки для DVD-дисков с записями 592 видеофильмов, 7 DVD-дисков с 23 установочными пакетами программного обеспечения. Общая сумма ущерба, нанесенного правообладателям, составила более полумиллиона рублей. А это более чем серьезный размер ущерба для преступлений такого рода.
Что продается в «Садоводе»?
По заключению работников прокуратуры, любытинский видеопират нарушил ч. 1 ст. 44 Конституции РФ и ст. ст. 7, 15, 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351–1 от 09.07.1993г. Он использовал объекты авторского права с целью извлечения прибыли и может понести наказание вплоть до реального срока лишения свободы.
Впрочем, с самого начала он принял правильное решение и, сотрудничая со следствием, честно рассказал, что покупал диски на рынке «Садовод» в Москве и оставил на хранение в тихом магазинчике поселка Любытино. Поскольку в бизнесе он находился не первый год, признаки пиратских дисков знал, как «Отче наш» и ни на минуту не усомнился, что покупает контрафакт. Некоторые из них имели полиграфию низкого качества, большинство объединяло сразу несколько фильмов. Причем цена за один «многофильмовый» диск была ниже лицензионного в разы.
Ранее владелец магазина уже привлекался к уголовной и административной ответственности за реализацию контрафактных DVD-дисков. Но выводов не сделал. Повторение своих прошлых ошибок он объяснил непростым материальным положением и отсутствием других источников дохода.
— Нарушителю не передавались права на копирование, воспроизведение и распространение аудиовизуальных произведений. Поэтому своими умышленными действиями, вытеснивших лицензионные объекты, он незаконно использовал объекты авторского права. А именно приобрел и хранил контрафактные экземпляры аудиовизуальных произведений и программного обеспечения в целях сбыта и осуществлял их противоправный сбыт, что привело к нарушению прав и законных интересов компаний-правообладателей, — поясняет старший следователь Маловишерского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Новгородской области Александр Яшин.
Значительный размер ущерба послужил поводом для того, чтобы в судебном процессе принял участие представитель некоммерческого партнерства «Российской Антипиратской организации по защите прав на аудиовизуальные произведения» Сергей Замятин. Он пояснил, что эта структура зарегистрирована в 1997 году, её учредителями являются крупнейшие российские организации в области кино и телевидения. А членами РАПО являются 28 компаний, в их числе «Уорнер Брозерс интертейнмент Инк.», «ДиВижн», «Парамаунт Пикчерс», ЗАО «Союз Видео», ООО «Активижн», ООО «БиЮАр-ВС», ООО «Юниверсал Пикчерс Рус», ООО «Двадцатый Век Фокс СНГ». В члены РАПО также входят крупнейшие зарубежные киностудии — «МGМ», «Дисней», «Юниверсал», «Парамаунт Пикчерс», «ХХ век Фокс», «Коламбия Пикчерс», «Уорнер». Использование «любытинских» пиратских копий он расценил, как источник причинения вреда имуществу и деловой репутации известных кинокомпаний-правообладателей, подрыва потребительского рынка, причинения материального вреда.
— Незаконное использование фильмов лишает правообладателей возможности компенсировать свои затраты и осуществлять съемки новых фильмов. Незаконный выпуск на рынок контрафактной продукции подрывает экономическую основу деятельности российских компаний, в то же время государство лишается возможности получения причитающихся налоговых отчислений от деятельности по легальному распространению такой продукции, — подчеркнул Сергей Замятин.
Количество? Качество? Безопасность?
Так что же такое видеопиратство и как с ним бороться? Рассуждает любытинский программист Николай Степанов:
— На заре распространения DVD средняя стоимость диска составляла 25–30 долларов, аппаратура для воспроизведения формата стоила баснословные деньги и была доступна единицам. Аппаратное обеспечение для тиражирования фильмов находилось исключительно в руках корпораций.
Со временем средства для копирования перестали быть редкостью. В числе тех, кто живо заинтересовался новинкой, оказались отечественные пираты. На первых порах их деятельность мало кого интересовала.
Появились пиратские студии, в задачу которых входило не только нелегальное тиражирование, но и дублирование зарубежных фильмов. Зачастую такой дубляж оказывался качественнее и интереснее лицензионного.
На сегодняшний день пиратские диски можно поделить на три категории:
— копии «один в один», отличающиеся от оригинала лишь ценой и внешним видом. Качество полностью идентично оригиналу;
— диски с небольшими искажениями, за их основу берется произведение другого региона, но в звук добавлена русская звуковая дорожка, обычно двух-трёх-голосовая. Тоже очень неплохого качества;
— экранные и VHS-копии, пережатые в MPEG 4 из Сети Интернет и прочий видео контент, записанный в DVD-формате. Их цена копеечная, предназначены для самых невзыскательных зрителей. «Добросовестные» продавцы обычно предупреждают, где «экранка», а где полноценный диск.
А фильмы, украденные непосредственно в кинозале с помощью видеокамеры, уходят в прошлое. Копировать фильмы на простом компьютере довольно трудоемко. Не исключено, что производством современного контрафакта занимаются легальные фабрики, которые днем изготавливают правую продукцию, а в «третью смену» — левую. Формат «четыре фильма на одном DVD» — точно пиратский, и клепают их не дома, а на подпольных студиях.
Борьбу с пиратами надо начинать с того, чтобы сделать легальную продукцию более привлекательной. Допустим у меня на видео выделено 300 рублей в месяц. Если я буду покупать только лицензию — то посмотрю всего12 фильмов в год. А если «пиратку» — 72 фильма.
Потребителям нет дела до экономических трудностей правообладателей. Поскольку нелицензионные диски дешевые — значит, многие небогатые пользователи предпочтут покупать именно их, пусть даже при просмотре лицо любимого актера будет покрыто красными пятнами.
Недавно газета «Аргументы и факты» разместила такую информацию: соответствующий опрос показал, что когда лицензионные диски американских блокбастеров продаются за 20–30 долларов за штуку, их пиратские копии пользуются стабильным спросом. Именно в это время американскими производителями была дана отмашка, и цена на лицензионку для России снизилась до 350 рублей за диск. И теперь уже можно выбирать: купить сомнительный дешевый DVD или качественный, но подороже. А в США они как стоили 40 долларов, так и стоят.
С нелицензионным программным обеспечением дело обстоит проще. Однозначно — его покупать себе дороже. Взломанные пиратские версии могут привести к плачевным последствиям. Например, хакерская «1С Бухгалтерия» может отказать в самый неподходящий момент и месячная работа целого отдела растворится в неизвестности. Еще один минус — полное отсутствие поддержки производителя и необходимых обновлений программ (а нередко они необходимы еженедельно).
Как правило, программные продукты продаются в специализированных магазинах. Если вы не уверены в происхождении приобретенной программы, запросите у продавца документ, подтверждающий его полномочия на распространение именно этого программного продукта.
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 6 июня