Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Медицина – это на всю жизнь

…Татьяне Анухиной было всего 14 лет, когда она сделала свой первый и очень правильный выбор. В 1960 году она с тремя подружками, окончив всего семь классов, поехала в Боровичи учиться на фельдшера.

— Собственно, выбирать особенно не из чего было, — улыбается Татьяна Федоровна, — учителем я вовсе не хотела быть, а медицина привлекала с детства.  Окончив медицинское училище, по направлению попала я в деревню Жарки, это был Солецкий район, в маленький медпункт. А уж уважаемым фельдшером стала в деревне Речки. Мне 18 лет, и на участке у меня 13 деревень…

В 1965 году на всю округу гремел своими достижениями совхоз «Правда»,  на территории которого и стала работать фельдшер Танечка. Сельское хозяйство — по определению травмоопасное занятие: техника кругом, металл, животные крупные и не очень. Так что работы у Татьяны Федоровны хватало, на месте не сидела.

— В те времена на фельдшерских пунктах ведь многое делали сами, — вспоминает Анухина, — и швы накладывали, и роды принимали. А рожали тогда часто, деревни-то населенные были, не в пример нынешним, увы…

…Роды у работницы совхоза (жила семья в Сухлове) начались внезапно, это был четвертый ребенок в семье, поэтому роженица сама поспешила в медпункт. Татьяна Федоровна определила: предлежание плода ягодичное, сложное, возможно, потребуется помощь акушера. Срочно нужно было доставить роженицу в больницу, в Волот, он ближе.

— Никакого транспорта не оказалось поблизости, - рассказывает Татьяна Федоровна, — поехали вначале на лошади. А женщине все хуже, надо спешить. Тут на пути бардовозка попалась (такая машина с большой бочкой, на которой барду на фермы возили), быстренько перегружаемся в нее. И тут началось — рожаем! Водитель, как мог, помогал, но больше волновался. В кабине места мало, а что делать? Давай, говорю, милая, приспосабливаться, другого нам не дано, ведь не зря в народе говорят: родить — нельзя погодить. Ничего, справились…А тут, время спустя, и «скорая» к нам добралась, уже из Ратицких Горок забирали маму с малышкой. Девочка родилась крепкая, красивая. Потом ее Таней назвали.

И на тракторах рожениц возила, и на телегах, и на санях приходилось. Зачастую сами были и хирургами, и акушерами. Как-то погорячились два соседа, один в другого и пальнул из ружья. Дробью. Кучно пошла… Оказала первую помощь.  А потом в Волоте операцию сделали. Выжил, слава Богу.

Понятное дело, на селе такая заметная личность, как фельдшер, да еще молодой, да еще хорошенький, без внимания местных парней не осталась. Но выбрала она одного, того, кто сердцу стал дорог, с кем решила, что можно жизнь прожить, как за каменной стеной.  Переехали всей семьей в 1973 году в Волот, когда муж Алексей перевёлся на другую работу, и квартиру в райцентре дали.

Татьяна  Федоровна стала работать в Волотовской поликлинике. Пришлось  специальную переподготовку пройти, вначале на фельдшера дерматовенерологического кабинета, а потом в детский кабинет пригласили, тоже нужно было повышать квалификацию.

— Работа с детками — дело очень ответственное, поэтому я была готова, что учиться придется постоянно, — говорит Татьяна Федоровна, — тут как-то посчитала, сама удивилась, ведь проработала я в медицине в общей сложности 48 лет. А пролетело это время быстро и незаметно, работа всегда была мне в радость, всегда среди людей, всегда есть возможность помочь. Другого дела для себя и не представляю даже.

Не стала бы она столь хорошим специалистом, считает Татьяна Федоровна, если бы не помощь и профессиональная поддержка коллег. Все эти годы она с благодарностью вспоминает медсестру Нину Ульянову, с которой продолжает дружить и поныне. Неоценимую помощь в работе оказывали акушерка Зинаида  Кондратьева, медсестра Маргарита  Миронова, которые не только делились опытом, но и в отношениях всегда были честными, чистыми, верными. И  профессионалы, как говорится, от Бога.

Всего два года назад решила Татьяна Федоровна уйти на пенсию, заняться плотно домом, усадьбой, садом-огородом. Все это у нее и раньше всегда в идеальном порядке содержалось, медицина наложила свой отпечаток и на характер хозяйки, но захотелось уже отдохнуть. Хотя в сельском доме, а живет наша героиня в деревне Березовка, что рядом с Волотом, какой уж отдых, честно сказать. Да и огородничество в здешних местах можно назвать «природно-неуверенным», поскольку вода стоит в канавках даже в сухую погоду, а над земелькой еще поколдовать приходится, чтобы родила она урожай достойный. 

— А мы приспособились, — говорит Татьяна Федоровна, — у большинства соседей тоже сады-огороды замечательные, желание нужно иметь, да работы не бояться.

Признаюсь, очаровали меня ирисы, дивных расцветок и величины необыкновенной. Хоста уже стрелку пустила, вот-вот зацветет.  Жаль, не удалось полюбоваться во всей красе гордостью хозяйки – цветущими розами, которых у нее в саду более 20 кустов. А среди них есть такие — чудо просто, что плетутся по любовно устроенным аркам, и усыпаны обычно множеством цветов. А еще среди роз есть такие, что выращены Татьяной Федоровной из черенков, а те взяты и укоренены из букетов, подаренных на праздники.  У садовницы свои секретики, как из капризных голландских тепличных красавиц вырастить наши, волотовские, розы.

Есть у Татьяны Федоровны и еще одно занятие, которое она называет «зимним» — это художественная вышивка. Умением этим наделила в детстве Танечку тетя Шура, которая была девочке вместо матери, рано ушедшей из жизни.

— Тетушка великая труженица была, — с нежностью вспоминает детство Татьяна Федоровна, — без дела никогда не сидела, и нас приучала. Вот сядем вечерком, дружная компания: тетя Шура, ее дочка Тамара и я, под лампой поудобнее устроимся и вышиваем или вяжем. К вязанию я не больно приохотилась, хотя и умею, а вот вышивка мне всегда нравилась. Особенно это стало спасением, когда нужно стало не только руки занять, но и мысли в порядок привести. Возьмешь в руки пяльцы, нитки приготовишь, и словно успокоение в душу приходит. Мысли ровные, тихие, добрые. И   красота, по крошечному крестику, рождается, и так  на сердце хорошо, что потом с таким добром и зарядом тепла я и  дарю свои работы.

Татьянины работы и впрямь — тишиной и теплом наполнены, не всякий художник такое нарисует, а тут — вышивка. Кропотливой эту работу назвать трудно, это мастерство высокого класса. Собственно, как всё, что привыкла в своей жизни делать Татьяна Федоровна — только так, чтобы без сучка и задоринки. 

Виктория БАХАР
Фото автора

Опубликовано в газете 13 июня

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА