Почему старорусская «тройка» застряла в тупике
Позитивного разговора на автобусной остановке не получилось.
— Это что же, мне в Сусолово ехать, всего шесть километров от города, и 33 рубля теперь платить? — возмущалась одна женщина.
— А до Козоны — 24 рубля. Это ж совсем рядом! — делилась другая.
Понятное дело, подорожание с 1 июня проезда в общественном транспорте с 14 до 18 рублей не обрадовало рушан. Они теперь намерены лишний раз никуда не ездить. Дешевле и полезнее пешком пройтись... А еще, как мне показалось, в Старой Руссе прибавилось велосипедистов. То и дело видишь ездоков, у кого и впереди корзинка, и на багажнике что-нибудь из хозяйственного инвентаря. На дачу люди добираются.
В районной администрации мне сказали, что тоже не рады повышению платы, но волна прошла в целом по области.
— В заявке мы просили 16—17 рублей, а подняли сразу на четыре рубля, — объяснила ситуацию ведущий специалист отдела транспорта и связи районной администрации Татьяна АБДУЛИНА. — Совсем недавно, в 12-м, ведь повышение было с 11 до 14 рублей, и вот — опять. Теперь ведь новая система расчетов, а потому в близлежащие поселки ездить недешево. К 18 городским рублям мы вынуждены прибавлять плату за каждый километр вне города. Люди жалуются.
В Старой Руссе, напомним, действуют 13 городских и 10 пригородных маршрутов, да ещё 20 пригородных — между поселениями в границах района. Их обслуживают три предприятия.
Существенную конкуренцию АТК и ПАТП-Сервис составляют частные таксисты. Практически в любую точку города они согласны довезти пассажира за 50 рублей. То есть если в складчину, то передвигаться по Руссе дешевле на «тачке». Почему же у автобусного сообщения себестоимость перевозок выше?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы встретились с Алексеем КУЛАКОВЫМ, частным предпринимателем, у которого четыре автобусных маршрута в городе плюс к тому пригородные в Старорусском и Парфинском районах.
— Поедем, я вас на «тройке» прокачу, — откликнулся на нашу просьбу о встрече Алексей Леонидович. — А по пути отвечу и на все вопросы.
«Тройка» — это автобусный маршрут № 3, что ведет из центра города по улице Возрождения вплоть до тупика.
— Автобусов у меня в Старой Руссе пять, все — «пазики», – начал рассказ предприниматель. — Один, как водится, запасной. Иногда сам сажусь за руль и еду по одному из маршрутов, чтобы проверить пассажиропоток.
По рассказу бизнесмена, пассажиров становится с каждым годом все меньше. В этом году вообще беда, потому что пустили два школьных автобуса, а дети — чуть ли не основной у него контингент. С началом лета школьников вообще нет. Проезд подорожал — пассажир убежал.
— Водители увольняются, потому что им не выполнить план сборов по перевозкам, — признался Кулаков. — Пару лет назад давал им задание 2 500 рублей сборов за смену, потом снизил до 2 000, а с 1 июня — до 1700 рублей. Не могут выполнить: нет пассажиров.
Выпадающие доходы из-за фиксированных цен предпринимателю компенсируют из местного бюджета.
— Раньше за два маршрута давали 95 тысяч рублей, а сейчас за четыре маршрута — 105 тысяч в месяц, — сетует перевозчик. — Такой субвенции не хватит для содержания автопарка.
Ещё больше руководителя частного автотранспортного предприятия беспокоит состояние дорог. Не случайно Кулаков повез корреспондента на улицу Возрождения: здесь рытвины одна на одной, незакрытые люки, зарастающие травой автобусные остановки.
На одной остановилась и наша «тройка». Гид предложил мне сфотографировать место, где люди ждут автобус. Нацелил аппарат, а фотографировать-то и нечего. Натоптана дорожка на грунте длиной два метра, а кругом — трава да бурьян.
— Если по городу 50 рублей таксист берет, то на улицу Возрождения — сотка, потому что портить свой автомобиль никому не хочется. У автобусов рессоры летят, движки отваливаются. Ругаюсь с властями, они реагируют: засыпают ямы щебенкой, да не той, что надо, а той, что ближе и дешевле. Гранитная нужна, а известковую колесами разносит в считанные дни.
В этом году администрация по третьему разу уже объявила конкурс среди транспортных предприятий на право ездить по третьему маршруту. Но никто не хочет в нем участвовать.
— И я не буду, если не начнут ремонт улицы, — говорит Кулаков.
Вот с такими разговорами мы и доехали до конца улицы Возрождения. Дальше — тупик.
В удивительное время живем. Регулирование цен, которое было призвано сдерживать инфляцию и защищать потребителя, теперь, похоже, действует ему во вред.
Но вот в Карелии муниципалитетам разрешили отдать вопрос цены проезда в общественном транспорте на откуп частникам. Те быстренько снизили расценки до 10 рублей, пассажиропоток увеличился, и частник оказался в прибыли. Может, и в Старой Руссе таким способом попробовать вырулить из тупика? Ну, и дорогами следует заняться. Хотя бы помня о том, что через год — юбилей, гости, торжества. Не на руинах же праздновать…
Юрий КРАСАВИН
Фото из архива
«НВ. Старая Русса»
Опубликовано в газете 11 июня