Любая дорога, если по ней отправиться, обязательно отблагодарит чем-то интересным. Например, встречей с интересными людьми. Неожиданно для себя открываешь массу любопытной новой информации.
Однажды дорога привела меня в деревеньку Антоново. Недалеко от райцентра. Впрочем, по официальному статусу это уже Марёво - улица Антоновская.
Идя по деревенской дорожке и любуясь разнотравьем по её обочинам, я и познакомилась с Петром Михайловичем Васильевым:
- Смотри, какой чертополох красивый, у него корень до шести метров доходит. Если он растёт, значит, рядом вода должна быть, - сказал он, когда мы почти поравнялись.
- Надо же!
Никогда бы не подумала, какой огромный корень имеет это растение.
Рядом было небольшое зарастающее болотце, по обочинам которого росла ароматная мята.
Тут к Петру Михайловичу подбежали два его верных друга - собаки Сайда и Дозор. Начали ласкаться к хозяину.
- Не бойся, они не тронут, а вот в дом не пустят чужого, даже своих к моей кровати не подпускают.
- Преданные, - говорю.
- Да, собачья преданность - дело великое, людям поучиться у них не мешало бы.
У меня всегда вызывают какое-то особое чувство люди, которые как-то просто и одновременно мудро говорят истины относительно братьев наших меньших.
Поодаль на лугу паслось небольшое стадце - две коровы, два бычка и молодой бык.
- Наши, - сказал Пётр Михайлович, увидев мой взгляд в сторону крупнорогатых. - У нас до войны большое хозяйство было. Коров держали, свиней. В Ленинградской области, деревня Новые Лужицы. Потом немец пришёл, всё сжёг, два часа нам сроку дали на сборы и угнали...
В первый класс пошёл Пётр Михайлович, когда его с матерью, отцом-инвалидом и братьями угнали в Финляндию. Через два года принудительных работ на чужбине вернули в Россию. Поселились в Великолукской области в д. Рогозино, там и пошёл в первый класс. Шло время, закончил школу, выучился на тракториста.
- Не дождаться было - когда же в армию заберут, время-то было - послевоенное десятилетие, есть было особо в колхозе нечего, а там, думаю, хоть накормят. Служил четыре года в Польше в танковых войсках, - с гордостью сказал собеседник.
Поколесил он по всему свету. С геолого-разведывательным отрядом возил буровые установки, жильё геологов, инвентарь. Однажды приехал в наш район в деревню Лёшкино к брату Ивану. Там и встретил свою судьбу, жену Валю из деревни Антоново. Здесь и обосновался. Трудился в совхозе «Марёвский» механизатором. Но, к сожалению, несколько лет назад овдовел.
Так, за беседой, гуляя по деревеньке, нарвав душистой мяты, мы подошли к дому Петра Михайловича. Время прошло как-то незаметно, и живность на лугу уже не паслась, а из его дома вышла Вера Григорьевна Семёнова. Её многие знают, она медсестра хирургического отделения. В руках у неё были два ведра с пойлом для телят. А с другой стороны подтянулась Галина Александровна Лебедева, тоже известная на селе. В прошлом - полиграфистка. Оказывается, все они - родственники и совместно держат своё подворье, помогая друг другу.
- Дедушка у нас - самый главный! - сказала Вера Григорьевна.
- Тяжеловато, поди, держать такое хозяйство? - спрашиваю
- Да, тяжеловато. Техники нет, людей приходится нанимать. Трактор вот только дедулин есть, он на нём сено и возит. (Недалеко от двора красовались стога и трактор). Да и времени много надо, муж работает, дети учатся. Я посменно работаю. Пока меня нет - Галя здесь, - показала она на Галину Александровну.
- А в прошлом году было ещё больше хозяйство. Одну корову сдали. Да со сдачей-то мяса сложно. Райпо либо не принимает, либо очередь создаётся, да и дёшево слишком сдавать приходится. Шкуру тоже не сдашь, как бывало раньше. Выкидывать приходится. Ещё вот проблема - воды нет. Колодец один, да речка.
- Да, сложно это всё. Но привыкли, наверное ?
- Привыкли к своим непростым обязанностям и заботам, - без сомнений отвечают собеседники. - Уже около 20 лет у нас своё подворье. Будь иначе, давно бы всё извели. И одновременно шутят: «Жить с хозяйством всё же неплохо: детей помогло оно на ноги поставить. Лишь бы здоровье не подвело». А ведь в шутке действительно есть огромная доля истины. Им бы здоровье покрепче, да погоду, чтоб дождик вымочил, а солнышко высушило.
Владельцы личных подсобных хозяйств - удивительный народ. Они прекрасно осознают, что Рокфеллерами им не стать. Реально оценивая свои возможности , они умеют просто работать - для себя, для детей, будущих внуков. Так вот и живут они на улице Антоновской - Лебедевы, Семёновы и Пётр Михайлович Васильев. Переживая друг за друга. Радуясь друг за друга. Помогая друг другу.