В школах страны прозвенели последние школьные звонки.
В Чудовском районе последний звонок стал первым сигналом предстоящей взрослой жизни для 94-х одиннадцатиклассников и 199-ти девятиклассников. Пусть воспоминания о школе останутся добрыми и светлыми для тех, кто её покидает. Впереди длинная и интересная жизнь, в которой многое зависит от самих выпускников. Мечты родителей и учителей сегодня объединены желанием счастья и благополучия, свершения всех надежд и счастливой судьбы для своих вступающих в новую взрослую жизнь детей. И пусть всё получится!
Без малого четыре десятилетия провожаю я выпускников в большой мир из стен школы. Радость вперемешку со слезами, ощущение счастья и полёта…
Листая страницы школьных альбомов, вспоминаю своих выпускников. Что их всех объединяет? С фотографий смотрят такие юные, счастливые и родные лица. В сельской школе детей не так много, и всех выпускников знаешь очень хорошо. Цветы, улыбки, радость на лицах. Но какая разные судьбы у многих из них.
Выпускники восьмидесятых. Беззаботные, немного безответственные, безалаберные ребята с «розовыми очками» на глазах. Они стояли растерянно на линейке и не очень понимали, почему плачут учителя и родители. Они слушали напутствия взрослых в пол уха и старались поскорее освободиться и уйти из-под опеки взрослых. Мир весь перед тобой. Беззаботно бросались в бурную взрослую жизнь – уезжали и поступали учиться, куда глаза глядят. Зачастую родители даже не знали, где учатся их чада. Время было немного голодноватое, но надежное и безопасное. Так наши выпускники разлетались по всей необъятной стране. Профессиональное образование было доступно и бесплатно – жизнь прекрасна и удивительна. Патриотизм? О нём много не задумывались. Конечно, уважали традиции своей страны, героев и историю, но политикой старались не интересоваться – политинформации в школе надоели всем. Увлекались зарубежной музыкой, слушали «Голос Америки». Лёгкая бездумность и безответственность целого поколения обернулась затем для страны трагедией.
Выпускники девяностых – это другая история. Эти ребята сполна хлебнули времён развала. Рушились идеалы не только в стране, но и в душах взрослых людей. Повезло тому, у кого рядом оказался мудрый взрослый товарищ, помог определиться в жизни, но многие попали под «каток перестройки». Скольких своих выпускников этих лет мы похоронили – суицид, гибель от наркотиков и алкоголя. Погоня за иностранными шмотками и идеалами. Все российское – плохо. Стыд за страну, война в собственной стране – всё это отражалось на наших детях. Растерянность и нигилизм – вот главные качества выпускников тех времен.
Конец девяностых – двухтысячные… Жизнь потихоньку входила в норму. Хоть какой-то порядок стал появляться в стране, и это сразу отразилось на жизни школы и выпускников. Расслоение на бедных и богатых больно ударило по детям. Отсутствие школьной формы для многих было возможностью хвастануть обновками. Часто безвкусные, яркие одежды, развязное поведение отдельных, особо обеспеченных. Неуважение к людям. Страшные времена, когда общечеловеческие ценности – порядочность, скромность, уважение к старшим – были подмяты хамством и наглостью. Многие учителя не выдержали, поменяли профессию. В сельской школе, к счастью, это было очень слабо выражено, и наши выпускники тех времен по-прежнему пытались честно и добросовестно трудиться, были чисты и наивны, поэтому за них было страшно. Они добросовестно служили в армии, учились и работали. Многие из них добились успехов в карьере. Эти уже понимали ценность образования и хорошей работы.
Какие они, выпускники нашего времени? Они не хуже и не лучше – они другие. Если внешне, то это элегантные, порядочные, серьёзные ребята. Они умеют общаться, владеют огромным информационным полем. Они намного серьёзнее своих родителей, когда те были в их возрасте. Они умеют слушать и слышать, они умеют ценить заботу. Они сами искренне плачут на школьной линейке, посвящённой последнему звонку, потому что знают, что счастливое детство закончилось, а впереди трудная взрослая жизнь. Одни экзамены чего стоят! Эти выпускники ценят своих родителей, иногда с иронией относятся к своим учителям, так как зачастую более информированы, чем те. Они рано вступают в сексуальные отношения – ведь сексуальная революция ещё не закончена. Они могут отрываться и веселиться по полной, но глаза их – глаза взрослого человека. Теперь уже никто из выпускников не стыдится своей Родины. Они в большинстве своём патриоты, и им выводить свою родину вперёд на новые рубежи. Счастья вам, наши дорогие выпускники!
Слово родителям
Татьяна, 44 года:
– 1996год. Старшему сыну было два с половиной, когда родился младший. Муж трудился в то время на стройке, и зарплату платили хотя бы ему. В образовании же, где я тогда работала, ситуация была плачевной. Помнится, кто-то из областных чиновников, приехав на встречу с педагогами, предложил «не плакаться, а идти подрабатывать – продавать на трассе излишки выращенного на огороде урожая». Сначала многие возмущались, а потом постепенно стали менять профессию, уходили, в том числе и в торговлю.
Спасибо родителям, они, выйдя на пенсию, купили корову, чтобы у внуков были домашние молочные продукты. Решение о рождении второго ребёнка, хотя времена были очень непростые, мы, будучи ещё очень молодыми, принимали вне зависимости от материального положения. Куда больше нас волновал тогда вопрос о том, чтобы дети не росли одинокими, чтобы большая разница в возрасте не мешала им подружиться.
Сын родился в октябре в родильном отделении чудовской ЦРБ. Октябрь был, видимо, не особенно популярным месяцем для рожениц – в отделении мы с сыном были одни до самой выписки. А в детском саду, который посещали, группа нашего возраста и старше на год, были заполнены меньше всего.
Елена, 49 лет:
Год, в котором – родился младший сын, был для нашей семьи благоприятным. Жизнь стабилизировалась, было, где жить, была работа и зарплата. Старшему сыну исполнилось десять. На тот момент мы с мужем почувствовали, что хотим и можем позволить себе родить ребёнка, что сможем его вырастить.
Старший и младший. Между ними 10 лет, и они очень разные. Старший более самостоятельный, прямолинейный, решительный, свой дальнейший путь выбирал самостоятельно, и молодые родители не препятствовали в этом. Младший более гибкий, дипломатичный, мягкий. Но в выборе ему необходима помощь, прислушивается к советам старших. Они относятся к разным поколениям, но они братья, и друг с другом у них полный контакт, взаимопонимание, дружба.
Анна, 35 лет:
– Трудно судить, чем отличаются выпускники 2014-го от выпускников 1990-х, могу лишь сказать, глядя на школьную жизнь своего ребёнка. Мы учителей очень уважали. Оскорбить учителя прилюдно, возмущаться поставленной оценкой, переходя на повышенные тона, было недопустимо. У нас в классе были хулиганы, но представить, что с учителем можно разговаривать с сигаретой в руке – было выше нашего понимания. Спиртные напитки большинство из нас впервые попробовали только на выпускном вечере. А потом боялись выдать себя перед учителями. Учитель на протяжении всей школьной жизни был авторитетом, а любой вызов родителей в школу был равносилен ЧП. Уважение к учителю, к старшим – вот что резко отличало нас от последующих поколений школьников. Современные дети могут открыто возмущаться действиями педагога, подвергать его критике прямо на уроке. У многих нет представления о том, что стиль общения со сверстниками и взрослыми людьми должен отличаться. Это говорит об уровне общей культуры, в частности, пропагандируемой фильмами и передачами на ТВ.
Однако современные дети менее закомплексованы, более реалистично смотрят на мир. Больше верят в свои силы, а не в чудо, которое вдруг может случиться в их жизни. Они более напористы в достижении целей. Во взрослой жизни это им пригодится.
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА
Фото Анны ВИНОГРАДОВОЙ
и Татьяны ИВАНОВОЙ
Опубликовано в газете 5 июня