В 2012 году в рамках федеральной программы «Земский доктор» в Любытинский район приехало работать шестеро молодых специалистов, выпускников медицинских вузов. Согласно условиям программы, каждый из них, получив 1 млн. рублей « подъемных», должен отработать на селе не менее 5 лет.
Прошло два года. Что думают о своем выборе и дальнейшей судьбе наши земские доктора?
Оптимизм всегда помогает в работе
С Натальей Самсоновой, стоматологом Любытинской поликлиники, мы встретились в конце рабочего дня.
На её лице — следы лёгкой усталости. На часах 16.00. Из кабинета вышел последний в этот день пациент.
Собеседник она удивительный. Улыбка — мягкая, ослепительная, добрая, вечная спутница молодого врача, засияла всеми гранями, и пространство вокруг стало светлее, а на небе из-за набежавших туч выглянуло солнце.
— Пожалела ли я, что оставила город? Нет. Абсолютно. За более чем два года я сроднилась с посёлком, дочь с удовольствием ходит в детский сад, только вот муж не переехал в Любытино, не нравится ему здесь, — начинает разговор Наталья Аркадьевна.
Она не скрывает, что поначалу пациентов было совсем немного. Как это часто бывает, присматривались к молодому стоматологу. Но пришёл один, второй, а за ними потянулись и другие. Посёлок у нас небольшой, каждый человек на виду. Руки Натальи поистине творят чудеса. Её профессионализм, такт, внимание вызывают уважение и восхищение со стороны тех, кто обращается к ней за помощью. Сейчас рабочий день насыщен до предела. Случается, что приходится задерживаться в кабинете до вечера.
— Вот недавно за помощью обратился пациент, у которого была проблема — сломался передний зуб. «Колдовала» целый вечер. Понимала, как человеку в этом случае было некомфортно, — продолжает разговор собеседница.
К стоматологу всегда очередь, у неё плотный график, время приёма расписано на две-три недели вперёд.
В 2013 году Наталья получила сертификат по ортопедии, позволяющий заниматься протезированием зубов. Любытинцы были этому несказанно рады. Боровичи — не ближний свет, да и автобусное сообщение, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а ездить на такси — роскошь для единиц. Только вот руководство не спешит с приобретением оборудования, на это, видимо, есть объективные причины.
Наталья Аркадьевна по натуре оптимист, она не теряет надежды, что со временем всё будет.
— Какие, на Ваш взгляд, главные проблемы в работе?
— Отсутствие на месте рентгеновского оборудования. Часто зуб не будешь лечить «вслепую», нужен снимок. А его делают только в Боровичах. Некоторые пациенты просят: «Нет возможности ехать в город, попробуйте так». Пробую, что называется, на страх и риск.
Конечно, хочется работать, используя более качественный материал. На днях побывала на выставке в Санкт-Петербурге. Глаза разбегаются! Стоматология уверенно шагает вперёд. Мы же пока не можем предложить пациентам ничего нового. Да, тогда и стоимость лечения будет на порядок выше, люди должны быть готовы к этому, — рассуждает врач.
Родные и друзья живут в Великом Новгороде. Часто на выходные они с дочерью уезжают в город на Волхове.
— Не бывает так, что не хочется возвращаться обратно?
— Что Вы? Такого не было никогда. Здесь моя работа, дом, пусть и жильё у нас съёмное.
— Отработав пять лет, Вы планируете вернуться в город?
— Сейчас об этом трудно сказать. Пройдена «половина пути». Если условия моего труда изменятся, я займусь протезированием, то есть — выйду на новый уровень, возможно, я и останусь. Но пока не буду ни о чём загадывать.
Утро. Стоматолог Наталья Самсонова спешит на работу, зная, что её ждут пациенты, которым она дарит хорошее настроение и ослепительные улыбки.
Хочу быть оперирующим хирургом!
Ашурлав Курбанисмаилов, хирург Зарубинской ЦРБ. Работает третий год. Он — выпускник Дагестанской государственной медицинской академии, интернатуру проходил в Великом Новгороде.
— Когда я впервые приехал в Любытинский район, был очарован красотой его природы. Места здесь живописные, множество озёр, чистейший воздух. Теперь здесь живёт моя семья.
В плане работы главный «минус» — отсутствие операционной. Мне не набраться опыта. Был бы операционный блок, а рядом работали анестезиолог, медицинская сестра, я мог бы на месте проводить операции. Конечно, я не говорю о неординарных случаях.
А сейчас как? Осуществляю только мелкие манипуляции, больных, в основном, направляю в Боровичи.
Веду приём в поликлинике, у меня есть «выездные дни». Раз на раз не приходится, но пациентов чаще всего много, — начинает разговор Ашурлав Магомедович.
— Как жена отнеслась к переезду в глубинку?
— Спокойно. У нас так принято — где муж, там и жена. Они с ребёнком приехали через полгода, за это время я уже освоился на новом месте.
— Скучаете по городу?
— Скучаю. Да, рядом семья. Но мы бы с удовольствием жили, например, в Великом Новгороде, где наши многочисленные родственники, друзья.
— Хотели бы в нём работать?
— Да. Там интересно. Я чувствую, что медленно, но верно теряю свою квалификацию. Когда проходил практику, мы вместе с наставником Дмитрием Васильевичем, хирургом от Бога, проводили лапароскопические операции. Не каждому интерну доверят их делать, и не каждый интерн их будет делать. Я с ностальгией вспоминаю те времена. В профессиональном плане Великий Новгород дал мне многое. Конечно, если в Любытине построят больницу, в которой будет хирургическое отделение, я с удовольствием останусь здесь.
— Как решился жилищный вопрос?
— Мы живём в с.Зарубино, в служебной двухкомнатной благоустроенной квартире. В этом плане всё устраивает.
Пока мы разговаривали с молодым хирургом, его часто вызывали из ординаторской. Медицинские сёстры, пациенты, их родственники. Нужен он здесь, без него не обойтись, и работы хватает.
«Уедет!» — почему-то эта мысль постоянно была у меня в голове.
— У меня нет пессимизма, мне нравится работа. Но, конечно, если не будет операционной, отработав положенный срок, мы вместе с семьёй уедем, — сказал напоследок Ашурлав Магомедович.
Обязательно стану зубным врачом!
Диана Дурова работает врачом-стоматологом в Неболчах. Выпускница Тверской государственной медицинской академии, приехала в Любытинский район в рамках программы «Земский доктор» в 2012 году.
Признает, что были варианты остаться работать в городе — в том числе и в самой Твери. Но решающим фактором стало отсутствие собственного жилья: проанализировав свои возможности, Диана и её супруг решили принять участие в программе и вернуться на малую родину. Оба родом из деревни Дрегли, теперь здесь растет и их маленький сын. Диана Юрьевна констатирует, что изначально предполагала, что ей, как молодому специалисту, будет предоставлено жилье. Однако, муниципального жилья нет и по сей день, а сруб, который на свои деньги поставили и подвели под крышу супруги, стоит без изменения уже более полугода. Деньги на поддержку строительства, которые они рассчитывали получить в рамках еще одной целевой программы, так и не поступили. Чтобы добираться до работы, Диане Юрьевне пришлось получить права и приобрести в кредит автомобиль. Состояние дороги характеризует, как «сезонно ужасное», особенно — весной и осенью.
— Диана Юрьевна, почему Вы выбрали профессию стоматолога? Вы никогда не испытывали страха перед зубоврачебным кабинетом?
— Зубы мне лечили, в том числе и в детстве. Но страха это не вызывало никогда. Мама мне и сейчас напоминает, как, впервые посетив стоматолога, я заявила ей: «Обязательно стану зубным врачом!».
— С какими проблемами в работе Вам довелось столкнуться?
— В первую очередь — недостаточность медицинского оснащения. При наличии дополнительной аппаратуры я могла бы существенно расширить спектр оказываемых услуг. Это было бы важно для меня, как специалиста и востребовано населением.
Большая проблема — отсутствие рентгеновского оборудования. Пациентов с проблемами я вынуждена направлять на снимок зуба в Боровичи. Понятно, что далеко не у каждого есть возможность проехать 100 км ради рентгеновского снимка — и материально, и физически. Многие люди говорят сразу, что не смогут преодолеть такую дорогу. Объясняю, убеждаю, доказываю, что это вопрос их здоровья. Но иногда приходится действовать на свой страх и риск, опираясь на ещё небольшой опыт работы. Сами понимаете, как мучительна зубная боль — я должна оказать пациенту помощь.
Препараты так же не всегда поставляют вовремя, иногда приходится самой заказывать их в городе.
— Что вы могли бы сказать в защиту своих пациентов?
— Призываю все наше начальство пусть хотя бы немного больше внимания уделяют нашей Неболчской поликлинике. Очень многие врачи — умные, талантливые, со своими способностями и опытом работы, в силу недостаточной оснащенности вынуждены ограничивать себя и оказывать менее квалифицированную помощь. А люди — они везде одинаковы, и в городе, и в самой глубокой глубинке. Так же страдают и испытывают боль. Везде есть дети. И все вправе получить реальную, скорую, квалифицированную врачебную помощь.
— Спустя 3 года закончится срок действия программы «Земский доктор». Останетесь ли Вы с нами?
— Я родом из этих мест, люблю и понимаю здешних людей, а мои пациенты знают меня и доверяют мне. В психо-эмоциональном плане меня здесь устраивает всё. Я нахожусь у себя дома.
Я не буду никому ставить условий. Просто хочется внимания к условиям работы и быта врачей, тех, кто доверил свои способности, знания и желание работать этому краю. Если будет движение навстречу — я готова остаться здесь навсегда.
К особенностям работы на селе я был готов
Алексей Голосов — выпускник военно-медицинской академии в С‑Петербурге, коренной горожанин. Работает участковым врачом-терапевтом в Неболчской поликлинике, на период летних отпусков своих коллег осуществлял лечебную деятельность в стационаре Зарубинской ЦРБ. Недавно освоил специальность врача реабилитационного кабинета в центре социального обслуживания пожилых граждан, принимает участие не только в лечебной деятельности, но и в оказании психологической поддержки пациентам. И находит такой опыт полезным для собственного развития.
— Оправдала ли реальная работа в сельской глубинке Ваши ожидания?
— К особенностям своей работы я был готов психологически. Кроме того, могу констатировать: в медицине района ситуация имеет положительную динамику. Всё развивается, и я всегда был уверен, что можно изменить положение дел, приложив собственные знания и опыт. Два года назад я утверждал, что для улучшения качества диагностики, в Неболчах должен быть собственный электрокардиограф. Теперь он есть, я прошел обучение, как узкий специалист и работаю на нём.
Слыша нарекания о работе Зарубинской ЦРБ, могу сказать — каждое лечебное учреждение должно соответствовать своему профилю. Задачи Зарубинской ЦРБ — начальная диагностика, а оказание специализированной помощи должно осуществляться в соответствующих центрах. Поэтому уровень районной больницы оцениваю как достаточный (хотя и нуждающийся в совершенствовании), диагностический минимум здесь выполнить можно.
— Что бы Вы сказали в защиту своих пациентов?
— Да, мы понимаем, что советская эпоха прошла, и ту медицину, что была раньше, уже не вернуть. Мы живем в другой системе. Министерство здравоохранения работает по определенным стандартам, и я, как врач-терапевт, должен вести первичный приём пациентов, устанавливать предварительный диагноз, а затем направлять их на консультацию к специалистам узкого профиля (хирургу, эндокринологу, лор-врачу). Это вызывает возмущение и обиду больных (дескать, вы просто не хотите нас лечить!). Тем более, что у многих пациентов нет ни средств, ни возможностей, ни времени добраться до Зарубина, Боровичей или Новгорода. А уж если принять во внимание состояние наших дорог…
Сейчас направить больного на консультацию — это моя обязанность, именно врач узкой специализации назначит оптимальное лечение. Но я надеюсь, что ситуация изменится, и обязательно — в интересах пациента.
— Что вообще могло бы улучшить качество работы врачей на селе?
— В условиях села практически нет возможности собрать консилиум (совещание врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления диагноза и лечения пациента). В условиях города в любом сложном случае можно проконсультироваться в лечебных центрах, позвонить, доехать. А на селе врачу приходится опираться на знания и опыт — собственный и своих ближайших коллег. А объема специальных знаний у нас порой недостаточно. Работая, мы погружаемся в те заболевания, которые наиболее характерны для населения этого края и упускаем изначально освоенные нами навыки.
Поэтому считаю, что сельским врачам нужно дать возможность совершенствовать свои знания в городских учебных центрах чаще, чем это практикуется теперь. Это — в интересах пациентов.
— Как у Вас обстоят дела в быту?
— Я строю дом и это дает мне радость, своими руками я решил заложить фундамент и вести внутренние работы. Моё хобби — пчеловодство.
Здесь изумительный воздух. Я много езжу в города и утверждаю — разница очевидна, едва пересекаешь границу Ленинградской и Новгородской областей. А я живу еще дальше, в деревне… качество воздуха даже сравнивать невозможно.
Конечно, немного ограничен круг общения со сверстниками, коллегами и знакомыми — они остались в городах. Но есть социальные сети, где мы активно общаемся.
— Планируете ли Вы остаться работать здесь и после того, как Ваши обязательства по программе «Земский доктор» будут выполнены?
— Этот вопрос я оставлю открытым. В здравоохранении сейчас происходят большие перемены, окончание реформ намечено на 2018 год. Моё решение будет зависеть от того, что и как изменится в медицине. Но возможности остаться работать в Любытинском районе я не исключаю — я всем доволен, качество работы меня устраивает.
Кира СОБОЛЕВА,
Лариса ПЛАТОНОВА
Фото авторов
Опубликовано в газете 20 июня