Старорусская гавань — подходящее место для начала морской карьеры
Три Сергея — как три кита, на которых, как считали в старину, земля держится. Иванов, Петров и Умблей — без них Старорусский клуб юных моряков представить невозможно. За плечами у каждого — годы службы и походов. Есть что передать мальчишкам и девчонкам. И есть желание это делать.
— С теми, кто выбирает мир реальный, а не виртульный, — уточняет капитан Умблей.
Он полагает, что компьютер здорово портит современных подростков. Инфантильность, лень, птичий язык, малограмотность... Как правильно пишется: щикатурка или щекатурка? Говорят, некоторые задумываются. А в КЮМе — дисциплина, вахты, соревнования, коллективизм, трудолюбие.
— И общее развитие, — добавляет Сергей Борисович. — Среди наших выпускников, будьте уверены, ни один не плавает в географии. И кто такие Леня Голиков и Алексей Маресьев — каждый знает. Хотя в школе многие проходят мимо.
Капитана и механика Сергея Александровича Иванова (Сергей Иванович Петров — боцман, а также судо- и авиамоделист) застаю за бетонированием места для швартовки на берегу Полисти. Проще сказать, крюк закрепляли. С цементом, как выяснилось, спонсор помог. Ну а руки — свои.
«Юнга» — невелик корабль. Бывший обстановочный катер, фарватер на нем когда-то размечали. В молодые годы был «Ласточкой».
До отправленья — считанные дни. В походе они тоже будут считанными — трое суток. Все, как говорится, в меру. «Юнга» ведь не «Господин Великий Новгород» — флагман флотилии Новгородского КЮМа. А реки Полисть с Ловатью и прибрежные воды Ильменя (дальше трех километров катерку углубляться в акваторию озера противопоказано) — не Ладога. Но почему-то каждый год кто-нибудь из старорусских ребят выбирает морскую профессию. В этот выбор мы включаем еще и успешную сдачу вступительных экзаменов в вуз или в военное училище.
Вот ворчат Сергеи на особенности переживаемого периода, мол, даже к форме морской не то теперь отношение. Где былая романтическая влюбленность? Где, впрочем, и сукно, из которого ее шили? Но лямку свою они тянут исправно.
КЮМ входит в Центр детско-юношеского творчества. Сейчас в клубе — около полуста воспитанников. Не так и мало для Старой Руссы. Всех сразу «Юнга» не возьмет. Чуть больше десятка курсантов на борту — потолок возможностей судна.
Приехать на Взвад с папой-мамой на машине или прийти туда на катере — почувствуйте разницу. А остров Железный? Этакий исторический «пятачок» посреди реки. Таможня на пути из варяг в греки. А Ловатский бар?
Польза его — уже в самом названии. Что такое бар? Место в устье, где река наносит песок. А вы что подумали?
В общем, поход на катере — это и постижение, и работа, и учеба, и соревнования, и отдых.
— Мы начинали почти в одно время — в 1960-е, — вспоминает капитан-директор Новгородского КЮМа Николай ВАРУХИН. — Я в Новгороде, а Владимир Андреев — в Старой Руссе. Бывший военный моряк, его воспитанники чаще выбирали именно военные морские училища. От него еще и судомоделирование пошло. Очень сильное было направление у клуба: рушане побеждали и становились призерами чемпионатов СССР и России. К сожалению, Владимира Николаевича с нами нет, но традиции, которые он заложил, поддерживают его ученики.
Василий ДУБОВСКИЙ
Фото из личного архива
Сергея УМБЛЕЯ
Опубликовано в газете 18 июня