На Княжей братчине рушане показали, что общего между польским шляхтичем и испанским идальго
Первая в этом сезоне новгородская Княжая братчина, как предполагалось, должна была раскинуться на площадке у башни Кокуй в южной части кремля. Но! Помешал зарядивший с утра дождь. В итоге организаторы перенесли действо на закрытую территорию — фрегат «Флагман». Невероятно, но факт: как только решение было принято, показалось солнце, и больше на новгородскую землю не упало ни капли...
Фестиваль «Княжая братчина» собрал под своим крылом фолк-группы Drolls (Петрозаводск) и «Требушет» (Новороссийск), а также сразу несколько клубов реконструкции. Старорусская «Древняя Русь» на сцене «Флагмана» не только билась, но и демонстрировала душу схватки — танец.
Свистать всех наверх!
Перед началом братчины корабль в центре Великого Новгорода больше всего напоминал судно, которое взяли на абордаж. По палубам ходили русские витязи, а между ними — прекрасные девы, кто-то с красным платом на голове, другие с ярким очельем.
— От нашего занятия польза великая! — убеждённо бросает рушанка Наталья, оправляя складки на богатой одежде.
— Прямо-таки великая?
— Конечно, иначе давно бы уже пустили корни в диван!
Все в меру возбуждены и улыбчивы. Праздник начался. Осталось дождаться зрителей.
Клуб исторического фехтования «Древняя Русь» появился у нас в городе в 1994 году благодаря увлечению историей его бессменного руководителя Валерия КИСЕЛЁВА. Именно он собрал вокруг себя таких же заинтересованных историей, да к тому же физически крепких рушан. Горели примерно одним и тем же — очень хотелось изучить средневековое фехтование. На том и порешили. По неофициальному счёту, сейчас в «Древней Руси» воспитывают седьмое поколение клубовцев — всего 24 человека. Младшему —11, старшему — перевалило за 50. Все довольны собой и окружающей реальностью. На Княжую братчину в Новгород приехали 11 самых опытных реконструкторов.
В интерьерах фешенебельного «Флагмана» ребята в грубых рубахах и тяжёлых латах смотрятся особенно оригинально и свежо. Случайная всамделишная невеста, каким-то образом приключившаяся поблизости, слегка замедляет ход, косит на ратников недобрым глазом, нюхает воздух и чуть презрительно морщит носик. Реконструкторы в свою очередь весело подмигивают! Эклектика...
— Историческая канва и легенда, по которой и по сей день существует клуб, увлекательна. Дело в том, что в начале XIV века на территории Старой Руссы на кормление был посажен литовский князь, дружина его вела там службу. Из противника Новгород превратился в союзника, — рассказывает Валерий, удобно устроившись на светлом диванчике. — Нам показалось интересным совмещение русского национального элемента с литовским. Решили реконструировать именно этот период, после освоения фехтования перекинулись на изучение одежды и танцев той поры. Получилось то, что получилось.
Братья-славяне
В рассказах о себе Киселёв оперирует сразу несколькими изюминами. Прежде всего, конечно, фехтованием. Это новгородские турниры предполагают борьбу. Фехтование дело принципиально иное — щит, меч и высокая мышечная активность. Так как противник очень хорошо одоспешен, пробить его клинком практически невозможно, отсюда всевозможные подсечки и захваты. Фехтовальная школа начала складываться в конце XVI — начале XVII века. Прародителями её были, конечно, испанцы. Вслед за ними на технику боя обратили внимание Германия и Литва.
— Мы как типичный спортклуб занимаемся трижды в неделю. В понедельник и среду — фехтованием и рукопашным боем, пятницу посвящаем хореографии, — хитро улыбается Киселёв. — Бьются все — и мальчишки, и девчонки. Младших приходится подтягивать в плане физвоспитания, потому что приходят ужасно хиленькие. Пока первый раз не попробуют, каково это — таскать на себе кольчугу, меч и щит, умничают, а потом уже начинают серьёзно заниматься. В тренировки я беру что-то и из бокса, выращиваю в мальчишках желание быть сильным…
Фламенко к битве, конечно, не относится. Но только на первый взгляд. По признанию Валерия, интерес к этому танцу проснулся в нём случайно, по цепочке: фехтование — Испания — фламенко. При чём тут реконструкторский клуб для серьёзных мужчин, Киселёв объясняет с ходу. Настрой такой — испанское фехтование строится на хореографии. Стало быть, хочешь не хочешь — танцуй!
— Драка — это хорошо, но нужно, чтобы и со стороны выглядело красиво, чтобы зрителям было приятно посмотреть на сценическое театральное действо, — уточняет Валерий. — Я дома, бывает, часами сижу перед компьютером, изучаю фламенко, улавливаю движения. Те, кому интересен исключительно мордобой, мне малоинтересны.
Ещё одна особенность «Древней Руси», по признанию руководителя клуба, — само направление реконструкции: не чисто русское, а с уклоном в литовскую историю. Однако в чём именно выражается и что даёт этот самый литовский уклон непосвящённому зрителю, далёкому от тонкостей истории и её реконструирования, разобраться сложно. Но Киселёв готов пояснять чуть ли не на пальцах: литовец ли, поляк — что бы он там о себе ни думал, а всё равно — славянин. Это раз. И два — польский шляхтич и испанский идальго при огромной территориальной разнице очень похожи друг на друга, особенно когда речь идёт о задетой гордости и технике боя.
Дефиле в доспехах
Главной темой июньской «Княжей братчины» стал показ исторических костюмов ручной работы. Заглянувшие на огонёк зрители смогли увидеть эволюцию одежды наших новгородских предков, соседей и противников от VIII до начала XX века. Раннее средневековье представлял клуб исторической реконструкции «Змей Горыныч». За позднее средневековье и XIX век отвечали мастера Областного дома народного творчества. Народный костюм конца XIX — начала XX века отлично смотрелся на труппе театра «Круговина».
Кроме повседневного и праздничного костюма новгородскими клубами «Змей Горыныч» и «Рать», а также рушанами из «Древней Руси» зрителям было представлено военное снаряжение.
— В начале и середине 90-х годов интересующей нас информации о технике битвы, внешнем виде воинов было чрезвычайно мало. Поэтому фестивали воспринимались как важные события: увидеть коллег, обменяться добытыми знаниями, а сейчас компьютер и Интернет завершили своё победное шествие — информации вокруг навалом. Но когда доступ к ней есть и он неограничен — чувство объединения пропадает, — признался Киселёв уже перед выступлением. — Вот и фестивали теперь стали другими: пообщались на официальном открытии и разошлись каждый к своему «шатру», клубы сидят по отдельности, не интересуются друг другом. Скучно!
Но в деле перед зрителем ни о какой скуке не может быть и речи. Казавшиеся ряжеными в закулисье, на сцене современники будто раздаются в плечах, меняют походку и превращаются если не в былинных героев, то уж точно в обитателей летописей, наших пращуров.
…Чудесному преображению мешали разве что удобные диваны с красной парчой, на которых с комфортом размещались гости Княжей братчины, да стойки для go-go. В клубные дни на них лихо отплясывали танцовщицы «Фрегата». Но реконструкторы, всецело увлечённые своим делом, в последнюю очередь обращали внимание на красоток…
Мария КЛАПАТНЮК
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Опубликовано в газете 25 июня