Городцы - деревня известная и видна издалека. На ровной низменности – большой деревянный храм на горе. Заблудившиеся в лесу грибники и ягодники, выйдя на открытое пространство, ориентировались по кресту и куполу храма, виднеющимся за многие километры.
Минувшее
Вероятнее всего, что высокий земляной холм на берегу реки Псижи имеет рукотворное происхождение. На обширной Приильменской низменности есть и естественные, геологические возвышения, называемые озами, но не такого большого размера. Для славян, да и для финно-угорских племен, населявших наши земли, было характерно возведение земельных холмов на месте почетных ритуальных захоронений. Позже, уже в христианский период, многие из них увеличили, досыпав землю, а на вершинах возвели часовни и церкви с колокольнями. Название Городцы имеют многие русские деревни. Первоначально оно значило «ограждение, укрепление на реке». Ещё по указу великого князя Александра Невского на неширокой, но длинной реке Псиже дружина при помощи окрестных земледельцев установила деревянные городцы. Храмы тоже сооружались из дерева и требовали постоянной замены – или из-за ветхости отдельных частей, или из-за неизбежных пожаров. На удобном, возвышенном месте церкви сменяли одна другую на протяжении веков. Люди говорили: «Свято место пусто не бывает».
Большая деревянная Троицкая церковь, оставшаяся в памяти жителей деревни Городцы, была построена в XVIII веке. Местные старожилы еще помнят большой приход, богатое убранство и золотые нимбы на иконах. Звон колоколов разносился по всей округе.
В советские годы храм закрыли, разграбили иконы и убранство, священников отправили в концентрационные лагеря. Повторно его открыли немцы во время войны. Конечно, это было лицемерие оккупантов, а не забота о русском православии, но и после войны в храме продолжались службы. Окончательно церковь закрыли в шестидесятые, во время новой очередной волны богоборчества. Так и осталась она в памяти людей, хотя и обворованная, оскверненная, но величественная снаружи. Даже с покосившимся крестом она оставалась символом Городцев. Поговаривали и о реставрации.
Беда случилась в жарком июле 1992 года. В девять часов утра церковь загорелась жарким факелом. Сергей Зуев, бывший глава сельского поселения, вспоминает: « Было уже солнечное утро, я собирался на работу, когда увидел полыхающую церковь. Со всех сторон бежали люди, но подступиться к пожару было нельзя. Нестерпимый жар останавливал даже у складов, в стороне от холма. Все поливали водой дом Федора Цыганкова, стоявший через дорогу от церкви. Он сильно нагрелся и мог вспыхнуть, но его удалось отстоять, а церковь сгорела свечой. Уже через неделю, также утром, услышал сильный треск на холме, это вновь загорелись обуглившиеся бревна, вероятно, продолжавшие тлеть».
О причинах пожара есть только одна версия, хотя очень достоверная: летом по ночам в церкви собиралась деревенская молодёжь комсомольского и пионерского возраста – выпить и покурить. Возможно, развели костер, который потом не потушили. Сухое дерево вспыхнуло моментально. Вероятно, так между делом, а не со зла и сожгли церковь.
Новое время
С исчезновением церкви деревня Городцы потеряла свое лицо. К тому же после перестройки фактически развалился мощный когда-то совхоз «Гранит». Оборудование его растащили, а молодёжь подалась в город.
В соседнюю деревню Устицы из Москвы на лето приезжали Виктор и Елена Тюкаевы, а когда вышли на пенсию, оставались на деревенском воздухе большую часть года, до белых мух. Виктор Константинович с грустью наблюдал, что с исчезновением церкви в деревне не стало благодати. Будет церковь – быть деревне. Уж если не восстановить ее полностью, то хотя бы часовню поставить на этом месте было необходимо. Сын Тюкаевых Виталий – предприниматель, живущий в Москве, выделил на первоначальное строительство часовни 30 тысяч рублей. Это была не только помощь родителям, но и собственное горячее желание. Еще мальчуганом Виталий приезжал на лето в деревню. Помнил высокую деревянную церковь Троицы на горе. Теперь нет времени, так как он человек занятой, приехать, но его дети проводят лето в деревне.
Денег, выделенных меценатом, хватило только на то, чтобы купить лес для постройки. Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев дал благословление на строительство часовни. По деревне вывесили объявления о сборе денег на строительство часовни. Откликнулись более ста человек, кто сто рублей сдавал, а кто и тысячу, выделили деньги и дачники из Москвы и Питера, даже живущие по всей России люди, чьей родиной являются Городцы, прислали свою долю в общий котел возрождения.
Бригада местных плотников, Степан Миронов и Василий Исаков, срубила 3-х ярусный сруб. Рубили его в поле за деревней и на руках по бревну поднимали в гору. В выходные дни на строительство вышла почти вся деревня. Трудились как муравьи. Работали и пожилые женщины, и дети. В корзинах поднимали мох и кирпичи. В Городцах много старообрядцев, но и они с радостью трудились на строительстве.
В Москве был сделан макет часовни. Её высота 12-13 метров. Конечно, она не такая высокая как 27 метровая Троицкая церковь, но и, то хорошо. В августе 2009 года на часовне был установлен купол и крест. Все жители деревни, собравшиеся в этот знаменательный день у подножия храма, были свидетелями того, как после освящения купольный крест будто по мановению волшебной палочки взмыл над храмом и занял свое место. Теперь он радует не только местных жителей, но и всех путников, проезжающих мимо.
И в недостроенном пока ещё внутри помещении люди получили возможность молиться. В декабре 2009 года было проведено первое Богослужение, а в 2010-2011 годах священник Волотовского прихода Сергий регулярно стал служить здесь молебны и панихиды.
Святодуховская часовня постепенно благоустраивается. 20 апреля 2014 года на колокольню повесили четыре колокола весом 3 кг, 2 кг, 1,3кг, 1,8 кг, которые были переданы в дар часовне работниками приёма цветного металла совместно с ОВД.
В июньское воскресенье 2014 года у часовни состоялась праздничная служба в честь освящения приобретённых пяти колоколов. Сделаны они из церковной бронзы в городе Каменск-Уральский (Россия), весом 40,5 кг, 20 кг, 18 кг, 10 кг, 0,3 кг.
Жизнь продолжается, а с нею и история.
Вера Иванова
Фото из архива
Опубликовано в газете 27 июня