Недавно в редакцию пришел наш частый гость, неравнодушный ко всему, что происходит в районе, пенсионер Алексей Косарев, всю трудовую жизнь посвятивший работе в сельском хозяйстве.
«Душа болит», - такими словами начал он разговор. Тема, которую Алексей Иванович предложил для публикации на страницах газеты, — состояние часовни на кладбище в д. Ёгольник. Она появилась там семь лет назад стараниями моего собеседника, тогда - директора СПК «Комплекс».
- Дело в том, - рассказал он, - что наши колхозники, проживающие в д.Сомино, да и остальные жители этой деревни хоронили (хоронят и сейчас) своих родственников на ёгольницком кладбище. Многие из них хотели бы это делать с соблюдением православных традиций, обычаев.
- Алексей Иванович, а как же Шелонь, которая разделяет Сомино и Ёгольник? - возник у меня вопрос.
- Как раз в этом месте, - пояснил он, - есть брод. На телегах, используя лошадей, здесь всегда и переправлялись с одного берега на другой. Исходя из желания работников хозяйства, я выделил на строительство часовни колхозный лес, нашел в областном центре спонсоров, выделивших средства на оплату труда работникам, приобретение необходимых материалов (цемента и т. д.). Выбрали место, залили фундамент, поставили сруб. На крыше часовни установили деревянный крест. Все эти действия были оговорены с городской и районной властью, настоятель Ильинского собора отец Михаил также приветствовал строительство часовни. Но в дальнейшем никакого поступательного движения не произошло. Я после выхода на пенсию как-то упустил ее из поля зрения. Сейчас она стоит закрытая, не используется по назначению, нуждается в ремонтных работах. Неплохо было бы возвести на ее крыше купол- «луковку», поскольку по кресту внутрь стекает вода, да и появился бы традиционный архитектурный облик. Смотрю, бывая на кладбище, на часовенку и приходит мысль: «Неужели ее строили напрасно?»
На следующий день, 26 июня, мы с Алексеем Ивановичем побывали на кладбище, осмотрели часовню. Первое мое впечатление - добротное, крепкое здание. Высокий фундамент, перед входом — площадка под крышей, резные столбы, аккуратное крылечко, перила. В общем, все как положено. Но в то же время вид строения как-то теряется из-за отсутствия купола.
Внутрь попасть не удалось, дверь заперта, ключ от замка — неизвестно где. Заглянув в окно с разбитым стеклом, мы увидели, что помещение часовенки действительно нуждается и в элементарном наведении чистоты, и в косметическом ремонте. Мусор на полу, большое мокрое пятно на потолке, обитом древесно-волокнистой плитой, выцветшие иконки на столе у стены — все свидетельствует о запустении и отсутствии постоянного ухода и контроля. А еще бросается в глаза высокая трава, окружающая строение. Весной она вполне может при возгорании создать опасность для часовни.
- Одно время кто-то из жителей присматривал за ней, - отметил Алексей Иванович, - а сейчас интерес к часовне, похоже, исчез. А ведь не так уж много средств и усилий нужно, чтобы привести ее в порядок. Я уже думал над этим. Несколько листов железа для купола, краска, немного досок, может быть, еще что-то по мелочи. Я даже мог бы найти средства на эти материалы, но не знаю, есть ли у нас мастера по изготовлению и установке «луковки». Может быть, на публикацию в газете кто-нибудь откликнется? Да и порядок в часовенке поддерживать, думаю, кто-нибудь из местных наверняка согласится.
В завершение нашей беседы Алексей Иванович рассказал, что недалеко от кладбища, слева от дороги в Сольцы, раньше располагалась каменная часовня, около которой был целительный источник.
- Есть легенда, - отметил он, - что после победы над новгородцами Иоанн Грозный, перейдя со своим войском Шелонь по броду у Егольника, заболел. Ему во сне явился Иоанн Креститель и указал на местный источник. Царь умылся в нем, попил из него воды и поправился. После чего повелел здесь построить часовню, что и было сделано. В советское время ее разобрали. А ведь здесь раньше даже купальни были, мужская и женская, народ исцелялся от разных хворей. Существует и быль, связанная с этим местом. В советское время геологоразведка показала, что на большой глубине (около километра) под этим местом находится огромное подземное озеро с кристально чистой водой.
В этот же день я задал вопрос, была ли освящена часовня на кладбище в деревне Ёгольник, настоятелю Ильинского собора отцу Михаилу. Он ответил: «Нет, не была».
- Мы собирались это сделать, - рассказал священник, - думали над присвоением имени святого этой часовне. Но проблема заключается в том, что она не была доделана до конца. Инициатива исходила от директора колхоза, работы проводились под его руководством. Строение получилось хорошее, крепкое, но окончательный вид не приобрело. Всем известно, что средства благочиния ограничены, тем более что практически все храмы на территории района находятся в состоянии постоянного ремонта. Сейчас, например, идет строительство новой часовни Федора Ушакова в Молочково. О часовне в Егольнике мы не забываем, более того, планируется изготовление купола для нее после изготовления купола для молочковской часовни. Этой серьезной работой занимаются в гарнизоне. Мы приветствуем помощь и участие жителей и гостей города в ремонтных работах на наших православных объектах. Поэтому, если есть возможность какого-то содействия на ёгольницкой часовне — обязательно будем сотрудничать.
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора
Опубликовано в газете 3 июля